Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Термины
  • Все виды русской росписи. Виды русской росписи. Простые узоры для начинающих

Все виды русской росписи. Виды русской росписи. Простые узоры для начинающих

История которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория - деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву:

  • мезенская;
  • полховская;
  • хохломская;
  • городецкая;
  • палехская;
  • северодвинская;
  • петриковская.

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

Палех

Палехская роспись - народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические "братины". Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) - это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое "белье", а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по деревув этом случае неотделимы - они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки - русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются "Роспись по дереву для начинающих", куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву - для начинающих это увлекательный творческий процесс.

Методы раскраски

Натуральная древесина - это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) - это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Роспись выполняется красным,зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Гжель - один из традиционных русских центров производства керамики. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь». Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты. Цвета гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет.

Жостовская рооспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
Основные мотивы это геометрический орнамент — солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Выполняется в два цвета черный и красный. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным

Пермогорье — это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи.
Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья 19 века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались ещё разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.

Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.

Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.

Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры - в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Мезенский декор

Мезенская роспись - один из старейших видов декорирования . Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур - ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма - черный и красный.

Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода . Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже - зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы - все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

Узнать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части - земной, небесный, подземный.

На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже - в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции - основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные - беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Виды красок

Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево - это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно .

  1. Легко растворима в воде.
  2. После высыхания ее нельзя размыть.
  3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
  4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
  5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов - это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение - посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

Художественная гуашь

Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

  • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
  • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
  • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
  • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
  • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
  • покрыть лаком после окончания работы.

Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.

Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода - копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.

Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска . С нее можно начать свой путь начинающему художнику.

Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы - покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.

Росписи

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа по изодеятельности в детском саду предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам русской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами декоративной росписи как: Петриковская, Дымковская, Гжель, Хохлома, Городецкая, Полхов-Майдановская, Опошнянской керамиками.

Петриковская роспись

Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Дымковская роспись

На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству.

Гжельская роспись

Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека.

Хохломская роспись

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – “травка”, “кудрина”,” письмо под листок”, “письмо под фон”, восходящие к двум старинным традициям или системам хохломской росписи - «верховому» и «фоновому» письму. Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец , инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов - розы-купавки, бутоны, травки.

Полхов-Майданская роспись

Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России.
Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области . Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек . Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов . С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой , красной , зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи .
Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак,
ромашка , тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы , "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца .

Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия - народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной - шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями - коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы - горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности.

Жостовская роспись

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.

Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.

Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:

Замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);

Тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);

Прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);

Бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).

Чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);

Привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).

Уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).

Это очень долгий и сложный процесс.

Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.

Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.


История возникновения росписи по дереву уходит в глубину веков — она возникла тогда, когда возникла сама живопись — более 30 тыс. лет назад. Человек украшал предметы быта и стены своих жилищ в целях внести в жизнь красоту и запечатлеть происходящие с ним события.

Дерево всегда являлось самым доступным для отделки материалом — и именно роспись по дереву формировало изобразительное искусство и человеческую культуру вообще. К сожалению, дерево обладает меньшей долговечностью, чем, например, камень, поэтому до наших дней дошла лишь небольшая часть образцов деревянной росписи.

История росписи по дереву на Руси

История возникновения росписи по дереву на территории нашего государство также насчитывает немалое количество веков. Корни этого искусства — в архаичных языческих временах. Тогда наши предки поклонялись природным стихиям, а также Перуну, Велесу и множеству других богов. Сюжеты древних мастеров деревянной росписи были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье, удачу и процветание.

Деревянной росписью украшали фасады домов и внутренние интерьеры. Исторические памятники с образцами древнего искусства росписи сохранились до наших дней — дома с отделанными живописцами интерьерами можно увидеть на русском Севере. Крестьянские избы расписывались в основном изображениями цветов и птиц.

Северная роспись по дереву, технология которой отличалась отсутствием предварительного рисунка и вольными, размашистыми движениями кисти, применялась для украшения входных дверей, стен, мебели, посуды, сундуков, хомутов. Зимою русские северяне катались на украшенных росписью санях. Основные и самые древние школы русского искусства росписи по дереву — это Мезенская и Северодвинская. Позже возникли такие декоративно-прикладные направления, как Жостовская роспись, Палех и Хохлома.

Технология мезенской росписи по дереву

Это самая древняя художественная роспись на Руси. Короба, прялки, сундуки и посуда, расписанные северными мастерами были известны далеко за пределами Архангельской области — местности, где возникла эта школа. Самобытность мезенской росписи придавал неповторимый орнамент, каждая деталь которого имела глубокий смысл. Изображения зверей, птиц, растений несли в себе полноценное послание об окружающем художника мире.

Мезенская роспись по дереву, технология которой предполагала использование только двух цветов — чёрного и красного (сажа и охра), наносилась с применением специальных инструментов — деревянной палочки, пера глухаря и кисточкой из человеческого волоса.

Технология северодвинской росписи по дереву

Похожей по технологии и характеру рисунка на Мезенскую роспись является северодвинская техника отделки дерева. Самобытность северодвинской живописи в её яркости и графичности изображений. Любимым предметом украшения двинских художников были прялки, которые расписывались сюжетами из крестьянской жизни. Изображались свадьбы, гулянья, чаепития, сцены охоты.

Также почти на всех предметах росписи присутствует растительный орнамент, свидетельствующий о любви художников к природе своего края. Помимо красного и чёрного, в северодвинской росписи присутствуют зелёный, голубой и жёлтый цвета. Со временем предпочтения северодвинских художников изменились, и предметами росписи стали другие бытовые предметы — кухонные доски, солонки, предметы мебели. Северодвинский стиль росписи часто называют «сельским ренессансом» за насыщенность цвета и живописность изображения.

Лучшие статьи по теме