Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Термины
  • Профессиональные характеристики для заместителей руководителя. Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки Профстандарт директора предприятия

Профессиональные характеристики для заместителей руководителя. Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки Профстандарт директора предприятия

I. Общие сведения


_________________________________________________________
(наименование вида профессиональной деятельности)


Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения, оказание социальных услуг гражданам


Группа занятий:

(наименование)

(наименование)


Отнесение к видам экономической деятельности:

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

наименование

уровень квалификации

наименование

Управление организацией социального обслуживания

Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Управление организацией социального обслуживания

Уровень квалификации

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Возможные наименования должностей

Руководитель организации социального обслуживания

Директор организации социального обслуживания

Заведующий филиалом

Заместитель руководителя (директора)

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Требования к опыту практической работы

Не менее 1 года на руководящей должности

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия

Бакалавр социальной работы

Магистр социальной работы

Специалист по социальной работе

Бакалавр социальной работы

Магистр социальной работы

Менеджер

Специалист по государственному и муниципальному управлению

Специалист по государственному и муниципальному управлению с углубленной подготовкой

Наименование

Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания

Уровень (подуровень) квалификации

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Планирование деятельности организации, разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности организации и ее работников в установленном порядке

Координация деятельности структурных подразделений организации по реализации плановых и программных документов, выполнению государственного (муниципального) задания, выполнению поручений вышестоящих организаций

Принятие решений и подписание локальных нормативных документов организации, необходимых для оказания социальных услуг населению

Контроль выполнения планов и программ деятельности организации

Организация мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством предоставления социальных услуг, создание условий для проведения независимой системы оценки качества услуг, оказываемых организацией, в установленном порядке

Подготовка и осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности организации социального обслуживания и проживающих (пребывающих) в нем граждан

Необходимые умения

Планировать деятельность организации, разрабатывать программы, формировать систему показателей деятельности организации и работников

Организовывать работу персонала, ставить цели и формулировать задачи, определять приоритеты

Вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией

Анализировать данные финансовой и статистической отчетности

Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы

Необходимые знания

Федеральное и региональное законодательство и другие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания населения

Теория управления и организации труда, включая основы проектного и программно-целевого управления

Основы финансового, бухгалтерского и статистического учета в организации социального обслуживания

Другие характеристики

Наименование

Управление ресурсами организации социального обслуживания

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Принятие решений о предоставлении социальных услуг клиенту, подписание договоров на оказание социальных услуг

Организация подготовки и утверждение финансовых и бухгалтерских документов организации

Контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств организации

Принятие решений по оснащению организации помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг и соответствующими установленным нормам и нормативам

Принятие решений в области управления персоналом организации, в том числе решения об утверждении штатного расписания организации, подписание локальных нормативных документов по кадровым вопросам

Контроль хозяйственной деятельности организации социального обслуживания

Контроль за соблюдением работниками норм трудового законодательства, правил и норм охраны труда

Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в организации социального обслуживания

Направление сотрудников на диспансеризацию в целях выявления инфекционных заболеваний, контроль за своевременным прохождением диспансеризации

Организация работы по обеспечению в организации требований законодательства по защите персональных данных о клиентах Обеспечение соблюдения работниками требований кодекса этики социального работника

Необходимые умения

Планировать ресурсное обеспечение в организации (финансовые, технические и кадровые ресурсы)

Применять информационные технологии для контроля за расходованием финансовых средств организации

Необходимые знания

Основы гражданского законодательства

Основы налогового законодательства

Основы законодательства о государственных закупках

Основы трудового законодательства

Принципы бюджетирования и контроля расходов

Теоретические основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты труда

Другие характеристики

Соблюдение требований кодекса этики социального работника

Наименование

Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Ведение личного приема клиентов, консультирование по вопросам получения социальных услуг

Установление деловых связей и организация сотрудничества с различными государственными, общественными, религиозными, негосударственными и иными организациями с целью повышения качества и эффективности оказания социальных услуг, в том числе привлечения благотворительной помощи, направленной на поддержание граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на развитие организации

Формирование и обеспечение деятельности попечительских (общественных, наблюдательных) советов в организации

Представление интересов организации в органах государственной власти и органах местного самоуправления

Подготовка проектов планов и программ деятельности организации, предложения по проекту государственного (муниципального) задания для представления в вышестоящую организацию

Подготовка и представление отчетности о деятельности организации в вышестоящую организацию

Организация подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации, обеспечение информационной открытости организации социального обслуживания в установленном порядке

Необходимые умения

Осуществлять консультирование клиентов в рамках компетенции организации в доступной форме, предотвращать возможные конфликтные ситуации

Проводить публичные выступления, в том числе в средствах массовой информации, по вопросам социального обслуживания населения

Готовить презентационные и информационно-аналитические материалы, статьи, справки о деятельности организации социального обслуживания, в том числе для печатных и электронных средств массовой информации

Необходимые знания

Русский язык (деловой стиль)

Основы этики и психологии делового общения

Другие характеристики

Соблюдение требований кодекса этики социального работника

Наименование

Обеспечение развития организации социального обслуживания

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Подготовка предложений по формированию стратегических и программных документов в области социального обслуживания населения по поручению вышестоящей организации

Разработка предложений по повышению эффективности деятельности организации и представление данных предложений в вышестоящую организацию

Руководство внедрением в организации инновационных форм деятельности, современных методов и инструментов оказания социальных услуг

Организация участия работников в конкурсах профессионального мастерства в сфере социального обслуживания

Организация разработки учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций по вопросам организации социального обслуживания

Необходимые умения

Анализировать социально-экономическую, социально-демографическую ситуацию

Разрабатывать проекты нормативных и методических документов, необходимых для внедрения современных методов и инструментов оказания социальных услуг

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной политики, положения стратегий и программ в области социального обслуживания федерального и регионального уровня

Современные методы организации социального обслуживания населения, включая международный опыт

Основы управления персоналом организации

Другие характеристики

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

_____________________________

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

«Профстандарт генеральный директор » — такой поисковый запрос довольно часто начал вводиться в интернете после июля 2016 года. И действительно, вдруг среди многочисленных профессиональных стандартов, ставших обязательными к применению, есть и тот, который касается руководителя ООО? Разберемся, как обстоят дела с этим стандартом.

Существует ли профессиональный стандарт генерального директора ООО?

С самого начала разработки, еще будучи не обязательными, а рекомендательными актами, профессиональные стандарты ориентировались на виды профессиональной деятельности. Собственно, именно поэтому они и начали применяться: профессиональный стандарт — это документ, призванный определить требуемый уровень квалификации и установить основные трудовые функции работника, который занимается каким-либо конкретным видом деятельности. Таким образом, вопросы правовой формы юридического лица остаются вне поля зрения разработчиков профстандарта.

Именно поэтому ожидать, что будет принят профстандарт генерального директора ООО , касающийся только ООО, но не затрагивающий, скажем, АО — как минимум странно. Общего у различных ООО — лишь форма, в которой они зарегистрированы. Сами же по себе они могут заниматься любой не запрещенной в России коммерческой деятельностью, требующей от руководителя самых разных знаний и квалификаций.

В таком случае, может быть, существует профессиональный стандарт для гендиректора вообще? В конце концов, профстандарт, например, для бухгалтера тоже не указывает, работает этот специалист в ООО, АО или МУП. Однако и здесь есть загвоздка: нельзя руководить чем-то абстрактно. Руководитель должен квалифицированно разбираться именно в том, что делает его организация, а организации, как уже было сказано, занимаются совершенно разными делами. Поэтому такого профстандарта не существует даже в виде проекта.

Где можно найти профессиональный стандарт руководителя?

Но значит ли это, что деятельность генерального директора вообще не охватывается стандартизацией, и профессиональный стандарт генерального директора не существует ни в каком виде? Вовсе нет. Просто дело в том, что нет общего стандарта для любого руководителя — есть ряд частных профстандартов, касающихся отдельных направлений деятельности.

По состоянию на август 2016 года приняты и действуют следующие стандарты в этой области:

  • «Руководитель организации, действующей в области физкультуры и спорта»;
  • «Руководитель строительной организации»;
  • «Руководитель (управляющий) гостиничного комплекса (сети гостиниц)»;
  • «Руководитель предприятия питания»;
  • «Руководитель нефтебазы».

Перечень далеко не полный, поскольку ряд других профстандартов предусматривает в своем тексте, что они относятся и к руководителям других организаций. К примеру, профстандарт для аудитора включает в себя указание на профессиональные функции человека, который руководит аудиторской компанией. Компания же эта вполне может быть создана и зарегистрирована как раз в форме ООО.

Таким образом, если вам требуется профессиональный стандарт, касающийся работы генерального директора именно ООО, нужно учитывать, чем именно эта организация занимается и уже затем, исходя из этого, искать нужный документ.

Не знаете свои права?

Что включает в себя профессиональный стандарт для руководителя организации?

Любой профессиональный стандарт, к какой бы профессии он ни относился, имеет всегда одну и ту же строго определенную структуру. Связано это с тем, что разработка всех документов такого рода ведется по шаблону, утвержденному приказом Минтруда РФ № 147н от 12 апреля 2013 года. Без этого шаблона нельзя было бы сравнивать профстандарты друг с другом — и само их существование в результате могло бы оказаться бессмысленным.

Согласно шаблону любой профстандарт для руководителя ООО, чем бы оно ни занималось, всегда будет состоять из 4 частей:

1. Общие сведения

Этот раздел включает в себя служебную информацию, касающуюся документа (код, регистрационный номер), а также общие сведения о:

  • названии вида профессиональной деятельности, к которому относится профстандарт (например: «Управление гостиничным комплексом»);
  • основной цели, ради которой деятельность осуществляется (в данном случае «Обеспечение эффективной деятельности комплекса, оказание услуг размещения и питания»);
  • кодировке вида деятельности по ОКЗ (классификатор занятий) и ОКВЭД (классификатор видов деятельности в экономике).

Этот раздел в основном необходим для правильного статистического и налогового учета.

2. Функциональная карта

Второй раздел профессионального стандарта представляет собой описание обобщенных функций, которые директор ООО должен исполнять в связи со своей деятельностью. Согласно методическим рекомендациям Минтруда РФ под этим термином понимается совокупность тесно связанных между собой конкретных функций в том виде, как она сложилась в конкретном процессе производства или ведения бизнеса. Одним словом, обобщенная функция — это общее направление деятельности, которое при необходимости может быть детально конкретизировано.

Для каждой из обобщенных функций в профстандарте директора указывается:

  • на какие конкретные трудовые функции она раскладывается;
  • какой уровень квалификации (по используемой в профстандартах шкале) для нее требуется; уровень (или подуровень) указывается как для обобщенной функции в целом, так и для каждой из составляющих ее простых функций;
  • каково ее официальное наименование.

По сути, этот раздел действительно можно рассматривать как своего рода карту профстандарта.

3. Характеристика трудовых функций

Это основной раздел. Здесь каждая из функций директора ООО подробно описывается с указанием:

  • официального наименования;
  • возможных наименований должностей (именно здесь и надо искать слова «директор», «руководитель» или «генеральный директор»);
  • требований, касающихся образования или дополнительного обучения;
  • требований, касающихся стажа работы в данной области; для опыта работы в профстандартах указываются и квалификационные уровни (те самые, что упоминались применительно к функциональной карте), поэтому, продолжая рассматривать как пример директора гостиницы, нельзя, проработав год портье, сразу же сесть в это кресло — нужно как минимум исполнять всё это время обязанности заведующего этажом;
  • конкретных трудовых действий, выполняемых по каждой функции (вплоть до банального: «Проведение инструктажа подчиненных»).

4. Разработчики профстандарта

Завершает профстандарт перечень организаций, занимавшихся его разработкой. Сами специалисты Минтруда РФ профстандарты не готовят — это не их обязанности. Конкретные же проекты стандартов составляют специалисты из ведущих учебных заведений, готовящих специалистов в конкретной области, а также из организаций, на практике занимающихся такой деятельностью.

Для кого из директоров ООО обязателен профстандарт?

Профессиональные стандарты обязательны для всех организаций, независимо от их структуры или формы собственности. Но вот применимость к конкретному специалисту (в нашем случае — генеральному директору ООО) зависит от нескольких обстоятельств. Поэтому, чтобы узнать, должен ли гендиректор в отношении себя руководствоваться профессиональными стандартами, нужно воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Определить, действуют ли в той сфере деятельности, которую осуществляет ООО, принятые профстандарты.
  2. Определить, установлены ли законом конкретные требования по квалификации именно руководителя данной организации.
  3. Определить, нет ли для него каких-то льгот либо, напротив, ограничений со стороны государства.

Лишь после этого можно говорить о том, будут ли в отношении генерального директора именно этого ООО действовать профессиональные стандарты.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников. Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Приказ Минобрнауки РТ от 16.03.1999 N 115 "Об утверждении квалификационных характеристик по должности заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе"

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

Приказываю:

Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ

Утвердить должностные обязанности и квалификационные требования по должности заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе.

Оплату труда заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе производить в диапазоне разрядов с 11 по 14 с учетом качества выполняемой ими работы и других показателей квалификации и профессионализма.

3. Отделу финансов и социально-экономического развития образования (Максимова Н.В.) довести настоящий приказ до районных (городских) органов управления образованием.

Министр Ф.ХАРИСОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЕ

Должностные обязанности:

— руководит хозяйственной деятельностью образовательного учреждения;

— принимает материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь учреждения на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством;

— обеспечивает работников образовательного учреждения канцелярскими принадлежностями, предметами хозяйственного обихода;

— обеспечивает своевременную подготовку учреждения к началу учебного года;

— осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, классов, учебных кабинетов, мастерских, спортзала, других помещений, иного имущества учреждения, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;

— контролирует рациональное расходование материалов и финансовых средств учреждения;

— руководит работой по благоустройству, озеленению и уборке территории учреждения;

— направляет и координирует работу подчиненного ему технического и обслуживающего персонала учреждения, ведет учет рабочего времени этой категории работников;

— организует инвентарный учет имущества учреждения, ежегодно проводит инвентаризацию имущества, своевременно составляет отчетность и ведет документацию по закрепленному участку работы;

— принимает меры по своевременному заключению необходимых договоров;

— обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек образовательного учреждения, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;

— обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории учреждения;

— организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;

— обеспечивает учебные кабинеты, мастерские, бытовые, хозяйственные и другие помещения оборудованием, инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда;

— организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых и сжиженных газов, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

— организует обучение, проводит инструктажи на рабочем месте (первичные и периодические) технического и обслуживающего персонала, оборудует уголок безопасности жизнедеятельности;

— приобретает согласно заявке спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников учреждения;

— обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ремонт и обеззараживание спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты.

Должен знать: законы Республики Татарстан и Российской Федерации "Об образовании", решения Правительства Республики Татарстан, других государственных органов, Министерства образования Республики Татарстан, районного (городского) органа управления образованием по вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, штатной дисциплины, правила пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенические правила организации учебно-воспитательного процесса.

Квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Лицо, не имеющее специальной подготовки или необходимого стажа работы, но обладающее достаточным практическим опытом и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено на должность заместителя директора образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе.

Оплата труда заместителя руководителя образовательного учреждения:

Разряды оплаты труда по ЕТС заместителю руководителя образовательного учреждения в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками по данной должности устанавливаются в зависимости от группы, к которой учреждение отнесено по оплате труда руководителей:

┌───────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ Группа, к которой отнесено учреждение │Разряды по ЕТС │ │ в зависимости от суммы баллов │ │ └───────────────────────────────────────┴───────────────┘ IV 11 III 11 — 12 II 12 — 13 I 13 — 14

Должностная инструкция заместителя директора учреждения социального обслуживания населения [наименование учреждения социального обслуживания]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения.

Профстандарт заместителя директора

Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 561-ст, и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора учреждения социального обслуживания населения (далее — заместитель директора) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется директору учреждения.

1.2. На должность заместителя директора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Социальная работа» или высшее педагогическое, юридическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная работа» и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.3. Во время отсутствия заместителя директора его должностные обязанности выполняет [должность, Ф. И. О.].

1.4. Заместитель директора должен знать:

— законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания;

— теорию и методику социальной работы;

— профиль и особенности учреждения;

— организацию социального обслуживания;

— основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства;

— организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной безопасности;

— теорию и практику управления персоналом учреждения;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики.

2. Должностные обязанности

На заместителя директора возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечение административно-хозяйственной и производственной работы учреждения по всем направлениям его деятельности.

2.2. Решение финансовых и хозяйственных вопросов.

2.3. Выполнение распоряжений и поручений директора учреждения, связанных с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода за клиентами.

2.4. Планирование, координирование и контроль работы структурных подразделений, осуществление профессиональной (супервизорской) поддержки персонала.

2.5. Обеспечение активного сотрудничества с предприятиями и организациями, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей — клиентов учреждения.

2.6. Обеспечение учета, сохранности и пополнения материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.

2.7. [Другие обязанности].

3. Права

Заместитель директора имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Представлять на рассмотрение директора предложения по улучшению деятельности учреждения, совершенствованию социальной работы.

3.3. Требовать от директора учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. Получать материалы и информацию по вопросам своей деятельности.

3.5. Знакомиться с проектами решений директора учреждения, касающимися его деятельности.

3.6. Давать распоряжения и указания подчиненным работникам по вопросам деятельности учреждения и осуществлять контроль за их выполнением.

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Заместитель директора несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Генеральный директор предприятия – ответственная должность, которая подразумевает выполнение широкого круга задач. Специалист, занятый в этой сфере, осуществляет исполнение множества функций, которые прописаны в специализированном справочнике ЕКС , должностной инструкции, профессиональном стандарте, нормы которого и будут изучены далее.

Нормативная база

Поскольку документы разработаны не для всех сфер деятельности, руководители могут воспользоваться общепринятыми нормами или разработать собственный стандарт на основании формы, утвержденной приказом Минтруда №147н .

Трудовые обязанности

Документ включает в себя следующие основополагающие разделы. Первый – общие сведения. Следующий пункт – функциональная карта. Он включает в себя детальное описание обобщенного функционала специалиста. Следующим этапом идет характеристика трудовых функций. Это – основная часть стандарта. Она включает в себя детальное описание опций с обязательным указанием официального названия и других возможных названий должностей, набор требований по образованию, опыту, уровню подготовленности, конкретных трудовых функций генерального директора. Четвертый этап – описание разработчиков профессионального стандарта, т. е. лиц, занимавшихся непосредственно разработкой документа.

К непосредственным функциональным обязанностям специалиста относятся следующие направления (на основании должностной инструкции и справочника ЕКС):

  • организация собраний с учредителями предприятия;
  • проведение семинаров и презентаций, планерок с подчиненными специалистами;
  • регулирование работы всех звеньев организации;
  • исполнение задач, поступающих от непосредственного вышестоящего руководства или собственников бизнеса;
  • регулярное проведение анализа и оценки товаров/услуг/работ предприятия на предмет соответствия государственному стандарту;
  • принятие участия в составлении планов дальнейшего развития фирмы;
  • создание благоприятного микроклимата в коллективе в целях координации работы всех специалистов;
  • использование передового отечественного и зарубежного опыта в развитии предприятия;
  • руководство хозяйственной и производственной деятельностью;
  • организация эффективного взаимодействия относительно всех структур и звеньев организации;
  • обеспечение предприятия исполнением всех обязанностей перед федеральным, местным и региональным бюджетом;
  • прием на работу и увольнение сотрудников, распределение их обязанностей, организация обучающих мероприятий;
  • соблюдение законности связей, применение правовых средств и инструментов в целях финансового управления предприятием;
  • защита прав и интересов имущественного характера в рамках судебного процесса.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Директор организации коммерческого типа должен иметь высшее образование в сфере, в которой работает предприятие либо диплом ВУЗа по экономическому направлению. Помимо этого, работодатели предъявляют требования к опыту работы, составляющий от 3-х лет в роли рядового специалиста . Из профессиональных качеств – владение персональным компьютером, бухгалтерскими приложениями, спецификой работы организации. Среди личностных качеств следует выделить:

  • активность;
  • целеустремленность;
  • умение взаимодействовать в команде;
  • грамотность;
  • пунктуальность;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • трудолюбие.

Условия труда специалиста подразумевают наличие персонального кабинета, оснащенного необходимой мебелью, техникой, предметами канцелярии. Помимо этого, специалист должен иметь готовность к выезду в командировки и работе во внеурочное время.

Повышение квалификации и аттестация

В целях проверки сотрудников на предмет соответствия заявленному стандарту на предприятиях регулярно проводится аттестация. Перед ней могут организовываться обучающие мероприятия за счет руководства или сотрудника. После этого сдается специальный экзамен, который позволяет определить уровень подготовленности специалиста.

Ответственность за неприменение

Игнорирование работодателем директора требования о применении профессионального стандарта влечет за собой ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ , представляющим собой административный штраф. Гораздо более неприятной может быть ответственность в связи с намеренным назначением на должность директора, не соответствующим стандарту и не обладающим достаточными знаниями для эффективного руководства. В зависимости от ситуации, дело может дойти и до уголовного разбирательства.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

Если сотрудник не прошел аттестацию, и выяснилось, что он не соответствует установленному для него стандарту, проводится переаттестация. В качестве крайней меры выступает увольнение.

Закон запрещает увольнять беременных женщин, лиц, на попечении которых находятся дети до 3-х лет и инвалиды.

Таким образом, единого профессионального стандарта для гендиректора не имеется, зато есть множество конкретных документов, регламентирующих деятельность профессионала в той или иной сфере.

О применении профстандартов и внесении корректив в должностные инструкции сказано ниже.

«Профстандарт заместитель директора » — такой поисковый запрос с июля 2016 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

С июля 2016 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов. Эти документы призваны официально закрепить требования к уровню квалификации работников, перечень выполняемых ими функций, а также возможные названия должностей.

Однако отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет. Ведь функции заместителя во многом схожи с теми, что исполняет сам руководитель; руководство же школой, к примеру, и химическим заводом предполагает решение совершенно разных задач. Имеются лишь упоминания должности «заместитель руководителя» во множестве других профстандартов.

Не знаете свои права?

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

По состоянию на август 2016 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

  • профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
  • профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
  • профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
  • профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
  • профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
  • профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
  • профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
  2. Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
  3. Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

  1. Если это прямо предусмотрено законом.
  2. Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.

Лучшие статьи по теме