Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Техника продаж
  • Презентация по литературному чтению на тему" Акула" Л.Толстой (3 класс). Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой "Акула" (3 класс) Урок л н т акула с презентацией

Презентация по литературному чтению на тему" Акула" Л.Толстой (3 класс). Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой "Акула" (3 класс) Урок л н т акула с презентацией

Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное морское путешествие. А на каком транспорте мы можем туда попасть?(предположения детей)

Я предлагаю вам отправиться вот на этом красивейшем паруснике(слайд).

Но чтобы попасть на этот корабль и проверить, готовы ли вы к путешествию необходимо пройти небольшое испытание виде проверки д/з:

Давайте вспомним:

С детством, какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (портрет - презентация)

Где родился и провел свое детство Л.Н.Толстой?

Что вспоминает Л.Н.Толстой о своей матери? (зачитать)

Сколько детей было в семье Толстовых? (5 детей)

Кто был заводилой в играх детей? (Николай)

Что еще узнали о нем?

В чем заключалась тайна, о которой объявил

младшим Николай? (прочитать)

Что вы можете сказать о зеленой палочке?

Как относились дети ко всем этим тайнам?

(верили, трепетали, с важностью)

Итог: Став взрослым Лев Николаевич Толстой не перестал верить, что есть истина, и она будет открыта людям, и люди будут счастливы, не будет зла. И всю свою жизнь Толстой приносил добро людям.

Эта игра запомнилась будущему писателю на всю жизнь. По его просьбе он был похоронен в том углу парка, где в детстве искал «зеленую палочку».

(показ фотографии - презентация)

Так в Ясной поляне он устроил школу для бедных крестьянских детей. Сам для них написал Азбуку, другие книги. В этих книгах было много рассказов, басен, сказок. С многими его произведениями вы уже познакомились.

Вспомните их. Назовите книги, которые вы уже читали? (выставка книг - презентация)

(Дети вспоминают:«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза», «Котёнок», «Филиппок».)

-Отлично… С первым испытанием вы справились и я вас приглашаю на борт корабля.

Посмотрите…на борту корабля вас приветствует капитан. Вы получаете от него бортовые журналы(лежат на столах).Давайте посмотрим, какие открытия нам предстоит сделать сегодня….

Бортовой журнал

- познакомиться с новым произведением Л.Н Толстого и его литературными героями;
- научиться анализировать их поступки;
- научиться понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Итак, в путь…гудок ….слайд мы плывем кругом море, вокруг много морских жителей…Каких?

(ответы детей)

А что вы знаете про акул?(сообщение Насти)

- Акула – страшная хищница моря. Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки . О чень древние рыбы . Они очень быстро плавают. Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Но не все акулы хищники. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьезные раны. Иногда акулы могут нападать на людей . На людей акула нападает чаще всего, когда вода в море теплая, свыше 18 0 .

Что нового узнали об акулах?

Я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить. Он так и называется « Акула»

И посмотрите, мы приближаемся к берегам материка, который называется

Африка(слайд)

Учитель: - Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем из рассказа одного старого артиллериста. Но для того,чтобы понять его рассказ мы должны узнать значения некоторых слов, которые нам не совсем понятны….

Давайте выясним их значение.

Найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных.

Слайд

артиллерист – а) военнослужащий

б) спортсмен

полотно - в) слабое освещение

г) льняная ткань

фитиль – д) горючий шнур для орудия

е) тропическое растение

ропот - ж) негромкая недовольная речь

з) классическая музыка

хобот - и) удлиненный нос

к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

Ну а теперь сядьте поудобнее и представьте,что перед вами морские просторы,вы плывете красивом паруснике и слушаете невероятную историю,которую вам рассказывает старый артиллерист…

(прослушивание рассказа артиллериста)

Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

С.37 1-ый абзац – акула, чудовище

2 –ой абзац - бледный, не шевелясь

3 –Ий абзац - пронзительный визг

4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

лицо руками

Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.

Почему артиллерист смотрел на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий?

Там был его сын……………………………………………..

Что же заставило артиллериста броситься на помощь?

Отцовские чувства

Давайте обсудим услышанный рассказ…

Как на судне оказались маленькие мальчики?

Ответы детей

Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

+ (по тексту)

Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

Смелость

Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

А еще до армии будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру. Вот и вы теперь о нем знаете кое-что и можете угадать по портрету.

Давайте попробуем восстановить последовательность событий в рассказе…

Работа в парах(восстанови последовательность)

«Корабль у берегов Африки».

«Купание в парусе».

«Плавание наперегонки в открытом море»

«Появление морского чудовища».

«Пронзительный визг».

«Выстрел».

« Мальчики на корабле».

Проверка... чтение каждой части и ответы на вопросы; выбор рисунка с доски и прикрепление в нужной последовательности…

(Чтение первой части)

У: Где стоял корабль?

Д: Корабль стоял у берегов Африки.

У: Как Толстой описывает погоду в этот день?

Д: День был прекрасный…

(Чтение второй части)

У: Где матросы устроили купальню?

Д: Матросы, в парусе устроили купальню.

(Чтение третьей части)

У: Кто же был с матросами на корабле?

Д: Два мальчика.

У: Почему дети решили сплавать в открытое море?

Д: Им тесно было в парусе

У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

Д: Это означит не сдаваться, постараться победить.

У: Что выражает лицо артиллериста?

Д: Радость. Он гордился сыном.

(Чтение четвертой части)

У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему?

У: Что увидели матросы с палубы?

Д: Матросы увидели акулу.

У: Какими словами автор называет акулу? Почему?

Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница.

У: Как отреагировали дети на его слова?

Д: Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.

У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

У: Как матросы решили помочь мальчикам?

Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

У: Как мы будем читать?

Д: Быстро и с чувством волнения.

У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

(Чтение пятой части).

У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

(Чтение шестой части).

У: Как подействовал визг мальчика на отца?

Д: «Сорвался», «побежал».

У: Как он все делал?

Д: Он делал все быстро.

У: Какое решение принимает артиллерист?

У: Какой будет темп чтения? Какое чувство?

Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

У: Как действует команда? Почему все замерли от страха?

У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

(Чтение рассказа до конца.)

У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

У: Какое он сейчас он испытывает чувство?

Д: Чувство счастья, успокоения.

У: Что его успокоило?

У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?

Итог урока. - 5 мин.

Кому из героев вы больше всего сопереживали?

Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, показаны опасности, подстерегающие детей.)

Пора возвращаться к родным берегам. Наше путешествие заканчивается и впереди виднеется наш родной дом, а дома вы должны будете научиться пересказать рассказ по плану….

Посмотрите на ваши бортовые журналы и скажите все ли у нас сегодня получилось…..

У русских людей есть такая традиция: всё доброе, светлое сбудется, если это пожелание искреннее.На партах у вас чайки, на которых вы должны написать свои самые добрые пожелания самым близким, дорогим людям.И этих чаек мы отпустим,перед тем,как сойдем с борта нашего корабля… Помните, любовь побеждает всё!

Скажите,понравилось ли вам наше путешествие…

Бортовой журнал

Познакомимся с новым произведением Л.Н Толстого и его литературными героями;
- будем учиться анализировать их поступки;
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Дополнительный материал…

1.- Для кого и как закончилась эта история

1. Дети остались живы. 1. Убили акулу – животное.

2. Отец не потерял сына. 2. Поступили необдуманно.

3. Совершил поступок. 3.Заставили отца переживать.

4. Дети вынесут из этой истории

урок на всю жизнь.

Тестовая проверочная работа.
1. Автор рассказа «Акула»
а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин
2. Определи жанр произведения «Акула»
а) сказка в) стихотворение
б) рассказ г) басня
3. Отметь имя и отчество Толстого
а) Алексей Константинович
б) Алексей Николаевич
в) Лев Николаевич
4. Старый артиллерист побежал:
а) в каюту б) на палубу в) к пушке
5.Корабль стоял у берегов
а) Америки б) Африки в) Индии
6. Главный герой рассказа «Акула»
а) мальчик б) матрос в) артиллерист
7. Самый напряженный момент в произведении называется
а) завязка б) развязка в) кульминация


Проверка тестовой работы.

1 слайд

2 слайд

Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

3 слайд

4 слайд

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

5 слайд

Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

6 слайд

Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

7 слайд

Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

8 слайд

9 слайд

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

10 слайд

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

11 слайд

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

12 слайд

Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

13 слайд

Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

14 слайд

Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

15 слайд

16 слайд

Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

17 слайд

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

18 слайд

Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

Класс: 4

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные : продолжать знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
  • Развивающие : развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание через постановку целевого вопроса, развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную мотивацию через формулирование четких дидактических задач, расширять и обогащать словарный запас.
  • Воспитательные : воспитывать интерес к чтению художественных произведений через составление характеристики героя, воспитывать смелость, решительность.

Оборудование: компьютерная поддержка, географическая карта мира, учебник, предметные картинки с изображением корабля, пушки, палубы, якоря, хобота, артиллериста.

Ход урока

1 этап: постановка целей и задач урока.

ОДЗ: сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию.

УЗ для учащихся: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Акула”, будем читать рассказ, учиться его анализировать, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.

2 этап: проверка домашнего задания.

ОДЗ: проверить качество самостоятельно выполненной работы учащихся.

Вид работы: фронтальная беседа по содержанию.

УЗ для учителя: проверить степень усвоения детьми биографии Л. Н. Толстого.

УЗ для учащихся : - Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Практическая задача: - Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”

Организация: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).

Прочитайте, в чем состояла тайна?

Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

ОРК: - Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

Итог этапа: - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

3 этап: подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”.

ОДЗ: создать эмоциональное настроение, ввести в атмосферу описываемого, вызвать интерес к читаемому.

Вид работы: рассказ учителя.

УЗ для учителя: познакомить детей с таким материком как Африка, формировать у детей представление об акулах.

УЗ для учащихся: - Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

ПЗ: - Слушайте внимательно.

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

Вид работы: словарная работа.

УЗ для учителя: расширить словарный запас учащихся, научить использовать новые слова в речи.

УЗ для учащихся: - Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи.

ПЗ: - Для этого мы проведем словарную работу.

Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.

  • Африка - показ
  • Пустыня Сахара - на карте
  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
  • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
  • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

(Показ предметных картинок.)

Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.

4 этап: первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”.

ОДЗ: организовать целостное эмоциональное восприятие произведения.

Вид работы: чтение учителем.

УЗ для учителя: (совпадает с ОДЗ)

УЗ для учащихся: - Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

Вид работы: беседа по целевому вопросу.

УЗ для учителя: выяснить степень эмоционального восприятия произведения.

УЗ для учащихся: - Итак, в какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

(- когда заметили акулу с палубы;

Когда мальчики старались уплыть от акулы;

Когда артиллерист выстрелил).

Итог этапа: - Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.

5 этап: повторное чтение, анализ.

ОДЗ: формировать навыки чтения через многократное перечитывание, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания.

Вид работы: техника чтения.

УЗ для учителя: совершенствовать технику чтения, вырабатывать умение на слух определять место ударения в слове.

УЗ для учащихся: - Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы ее допустили ошибок.

Практическая задача: - Для этого выполним такие упражнения:

Посмотрим на доску.

Вы ничего не заметили.

А что необходимо в этих словах?

а) Прекрa"сный – прe"красный – прекрасны"й.

б) Топлe"нной – тo"пленной – топленнo"й.

в) Послы"шался – послышa"лся – послышался".

Организация: - Читаем пирамиду слов, будьте внимательны.

  • закат
  • крикнул
  • отставать
  • наперегонки

Угадайте, какие слова написаны (чтение зашумленных слов).

в ы т я г и в а л и с ь п е р е г н а л

п р и ц е л и л с я

Организация: - Старайтесь выполнить упражнения тщательно.

ОРК: - Молодцы, мы проработали все слова, теперь можно приступать к чтению.

Вид работы: чтение рассказа по частям и анализ.

УЗ для учителя: учить анализировать текст, составлять характеристику героев.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.

ПЗ: - Для этого составим таблицу.

Итак, читаем 1 часть.

Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно).

Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист.

Как вы думаете, как он относился к своему сыну? Докажите текстом. (любовался на сынишку, любил его)

Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац.

Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем)

Почему? (страх, опасность).

Читаем 3 часть.

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

Насколько эффективно было это решение?

Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)

Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы (быстро, неслись).

Могли их действия спасти мальчиков? (нет).

Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).

Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).

А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет).

Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).

Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)

Читаем 4 часть.

Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? (не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела)

Запишем в таблицу.

Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)

Вид работы: анализ иллюстрации.

УЗ для учителя: учить выделять и анализировать информацию.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

ПЗ: - Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице.

Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

Как вы думаете, что художник нарисовал, ориентируясь на текст произведения. А что привнес своего? (текст – расположение объектов, свое – цвет, обстановка).

Читаем 5 часть

Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?

Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо).

Что он в это время чувствовал? (облегчение)

6 этап: обобщающая беседа.

ОДЗ: подвести к формулировке основной мысли произведения.

Вид работы: обобщающая беседа

УЗ для учителя: составить характеристику героя и с помощью характеристики подвести детей к формулированию основной мысли произведения.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся составлять характеристику героя и формулировать основную мысль произведения.

ПЗ: - Вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе?

Каким он был?

Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

7 этап: домашнее задание.

8 этап: подведение итогов урока.

ОДЗ: придать уроку логическую завершенность.

Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

  • ОДЗ – общая дидактическая задача.
  • УЗ – учебная задача.
  • ПЗ – практическая задача.

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Школа России»)

"Л. Н. Толстой «Акула»

Работа над составлением плана пересказа произведения"

Подготовила учитель начальных классов Туровник Таисия Михайловна.

Цель урока:

1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »

2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

в) изучать русский язык и его эстетические функции;

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

Создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

Создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

Способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов в речи;

Способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;

Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование:

    Серия портретов русских писателей и поэтов.

    Задания на карточках для работы в группах.

    Презентация к уроку.

    Компьютер

    Мультипроектор

Ход урока .

    Организационный момент .

Учитель. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

(слайд №2).

    Проверка домашнего задания .

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

    Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

    Что такое бор? Каким тебе представляется бор?

    Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?

    Почему поэт называет зелень мрачной?

    Как понимаешь строки «Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит»

    Формирование темы и цели урока

Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой) (слайд №4).

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?

Дети. Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.

Учитель. Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка , купался, уплыл, любовался, артиллерист .) (слайд №6).

У читель. Как называется это произведение?

Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется «Акула».

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».

Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»

3) составлять _________ пересказа произведения

(слайд №7.)

Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.

Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.

Дети. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь»

Учитель . Чему учат эти рассказы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

    Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?

Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.

Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Рано осиротел.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.

Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. (слайд №8.)

    Изучение нового материала.

    1. Подготовка к восприятию.

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

      Предварительная словарная работа

Учитель. В тексте нам встретятся такие слова:(слайд №9)

Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями. ( Работа с толковым словарём С. И. Ожегова .)

Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов

Артиллерист - военнослужащий артиллерии.

Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

Сообщения учителя об акулах. (слайд № 8)

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий.

      Первичное чтение (используется видеоролик «Акула» под музыкальное сопровождение Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

      Проверка первичного восприятия

Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

      Чтение рассказа детьми по цепочке.

    Физкультминутка

К морюбыстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

(слайд №10)

    Закрепление нового материала.

    1. Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

Учитель. Где и когда происходили описываемые события?

(У берегов Африки).

Какая была погода?

Какую команду услышали матросы?

Как мальчики оказались в открытом море?

Как они соревновались друг с другом?

Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

Когда отца охватил страх?

Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать?

Почему все замерли от страха?

Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Почему он так повёл себя?

Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?

Учитель. Какова завязка сюжета?

(Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)

(Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?

(Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).

Учитель. Какова развязка сюжета?

(Точным выстрелом акула былаубита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)

Дети составляют план пересказа.

1. Остановка корабля.

2. Купание мальчиков.

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки.

5. Спасение мальчиков. Крики радости.

(слайд №11)

      Характеристика главного героя

Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)

Посмотрите, как его изобразил художник.

Открывается портрет артиллериста.

Что можете сказать? Каким он был человеком?

На доске появляется характеристика героя:

    сильный духом

    мудрый

    мужественный

    опытный

    находчивый

    решительный

    смелый

    бывалый

Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

8. Работа в группах.

Учитель : Найдите синонимы к слову

    смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

    опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

    веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

    проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

    страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

    радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

    мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

    добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

    душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

(слайд №12)

Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

9. Домашнее задание

Даны три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1) Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду. (слайд №13)

10. Рефлексия .

Учитель. Чему мы учились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

11. Подведение итогов урока .

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учитель . У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (слайд №14)

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Цель: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»;

Задачи урока:

Обучающие:

Способствовать формированию умения анализировать текст;

Учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Развивающие:

Развивать речь, способствовать уточнению и обогащению словаря учащихся;

Развиватьумения сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Развивать умение правильно задавать вопросы

Воспитательные:

Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

Создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке,

Содействовать привитию этических качеств личности - доброты, сострадания, соучастия.

Оборудование: тексты для учащихся, мультимедиа проектор, презентация к уроку, изображение парусника и паруса 2 цветов, разрезанные картинки, части кластера.

Тип урока : открытие нового знания.

Форма организации : беседа.

Используемые технологии : Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока

СЛАЙД 1 (черный)

1.Организационный момент.

Ребята, обернитесь, к нам на урок пришли гости. Незнакомых людей много, но глазки втечение урока должны смотреть только на меня.

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

2.Актуализация опорных знаний.

Что вы видите? (парусный корабль)

Как осуществляется движение парусного корабля? (Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду приходилось грести вёслами. В результате технического прогресса парусники сменили корабли с мощными двигателями.)

Где мы можем увидеть такие корабли? (В наше время парусники используют в виде прогулочных судов для туристов, а также их можно встретить в музеях кораблестроения.)

Кто управляет кораблем? (капитан)

Кто работает на палубе? (матросы)

Как вы думаете, почему на доске иллюстрация предмета, связанного с морем? (сегодня на уроке будет произведение, связанное с морем)

«Коробочка с сюрпризом»

Скажите, с биографией какого писателя мы познакомились на прошлом уроке (Львом Николаевичем Толстым) .

Вспомним некоторые факты из его биографии.

Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем?

Ясная Поляна в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство.

5 В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.

Спорт писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

«Муравьиного братства» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве

Муравьиное братство.

    Чем интересны эти насекомые? (масса 1-2 мг, поднимает груз массой большей в 50 раз)

    Когда говорят, трудится, как муравей? (трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка)

    Чему человек может учиться у этих насекомых?

    А как мы можем работать? (дружно, как муравьи, заботясь друг о друге)

Мы только начинаем знакомиться с творчеством Толстого, поэтому я приготовила для вас выставку книг из школьной библиотеки, которые вы всегда можете взять и прочитать.

Писатель во многих своих произведениях старался рассказать детям о том, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях.

3. Работа с новым материалом.

Посмотрев фрагмент видеофильма, вы сможете предположить, как называется рассказ, который мы будем читать на уроке.

СЛАЙД 2)

Как же называется произведение, с которым мы сегодня будем работать? (достать из коробочки АКУЛА)

Несколько слов об акуле скажет …

Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Часто акулы нападают на людей.

СЛАЙД 3

В соответствии с темой сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись на экране.

1) познакомиться с произведением ___________________»_______________».

2)у читься правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его.

Задачи урока: познакомиться с произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение и анализировать его.

Для выполнениях поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».

СЛАЙД 4 (черный)

На каком транспорте мы отправимся в путь? (На паруснике.) (Корабль с парусами – парусник.)

Как вы считаете, когда происходили эти события? (Очень давно, когда корабли управлялись парусами с помощью ветра, 17-18 века, Петр I , Екатерина II ).

4. Словарная работа

В этом произведении нам встретятся новые слова. Объясним значения этих слов. Для этого на доске найдем словам их лексическое значение.

Сахара – пустыня в Африке

парус - надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

артиллерист – военнослужащий в огнестрельных войсках

палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна

полотно - гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань

хобот (в данном контексте) – дуло у пушки

фитиль - горящий шнур для воспламенения зарядов

ропот - недовольство, выражаемое негромкой речью

5. Первичное чтение

Откройте учебник на странице.

Приступим к чтению текста.

Чтение учителем текста до слов «…Акула плыла прямо на мальчиков…»

Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.

6. Беседа по прочитанному

Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей).

Что вы испытали при чтении этого рассказа? (страх, отчаяние, радость)

СЛАЙД 5

Предлагаю немного отдохнуть. Поднимитесь со своих мест.

7. Физминутка (под шум моря)

Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Раз, два, три, четыре – Вот мы к берегу приплыли, Чтобы косточки размять, Начнем наклоны выполнять – Вправо, влево, вправо, влево. Не забудем и присесть – Раз, два, три, четыре, На счет пять – за парты сесть.

СЛАЙД 6 (черный)

8. Выборочное чтение

Проанализируем это произведение, ответив на вопросы по содержанию текста.

Какая беда случилась с мальчиками? (они чуть не были съедены страшным хищником - акулой)

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец и крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

Что означают эти слова? (Не поддаваться, постараться победить, обогнать).

Предполагал ли он, какая беда может случиться с его сынишкой? (ответы детей)

Когда отца охватил страх? (Когда на палубе закричали: «Акула»)

Почему он стал бледный и не шевелился? (сильно испугался за родного человека)

Прочитайте, что делали матросы в этот момент.

Можно сказать, что поступок матросов был отважный?

Почему у них ничего не вышло? (Они были уже близки к цели, но оставалось мало времени)

Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына).

Действительно, когда человеку очень страшно, в первые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

Когда он стал действовать? Зачитайте этот эпизод.

Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

Охарактеризуем отца мальчиков, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, находчивый, решительный, опытный.)

Почему - опытный? (потому что, несмотря на свой страх, он правильно и быстро прицелился)

А что можно сказать о мальчиках? (Они поступили беззаботно, безответственно.)

Какова идея этого рассказа? (В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Родные люди всегда придут на помощь. )

Чему нас научила история, описанная в рассказе? (Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими , думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

Кто является настоящим главным героем рассказа? (Старый артиллерист)

Почему тогда рассказ назван “Акула”? (Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)

Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Поступок отца», «Поступок, продиктованный любовью».)

9. Рефлексия

СЛАЙД 7

Наш урок заканчивается. Я предлагаю самим оценить свою работу. Вернемся к задачам, поставленным вначале урока. Выполнили ли мы поставленные задачи?

СЛАЙД 8

Заполним «Лесенку успеха». Поставьте знак «плюс +» на нижней ступеньке, если вы на уроке ничего нового для себя не узнали. Поставьте знак «плюс +» на второй ступеньке, если для вас урок был полезным и интересным.

Поднимите руку, кто на уроке ничего нового не узнал.

Поднимите руку, для кого урок был полезным и интересным.

Спасибо за работу.

Сегодня хорошо работали …

10. Домашнее задание

с. 155 № 6

Урок окончен.

Лучшие статьи по теме