Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Рентабельность
  • Принципы и основные методы осуществления социального диагностирования. Особенности реализации социальной диагностики. Принципы социальной диагностики

Принципы и основные методы осуществления социального диагностирования. Особенности реализации социальной диагностики. Принципы социальной диагностики

Цели и этапы проведения социальной диагностики.

Суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Исходя из этого, целями диагностики состояния социального объекта являются:

Установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,

Прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты,

Выработка социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Необходимо дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Поэтому на локальном (личностном) уровне социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

Как процедуре социальной технологии - социальной диагностике присущи все основополагающие требования процесса технологизации. В технологии социальной диагностики выделяют ряд этапов:

1- предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик;

2- измерение и анализ показателей;

3- построение выводов, заключение по диагнозу.

Важнейшим элементом осуществления социальной диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения.

Задачей общей диагностики является определение самых важных проблем "исследуемого социального явления, а специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются уже более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее определить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, социальный диагноз, или научное заключение о состоянии исследуемого объекта.

Таким образом, при осуществлении социальной диагностики необходимо последовательно пройти несколько этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение, т.е. диагноз.

Основные принципы социальной диагностики.

Социальная диагностика основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства решения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

1. принцип объективности, который следует рассматривать в двух смыслах. Во-первых, независимость исследователя от влияния внешних факторов: желаний и предпочтений начальства, интеллектуальной моды и т.д. Во-вторых, социальный работник должен избегать влияния на результаты своего анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Такое искажающее воздействие может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

2. принцип причинной обусловленности. Все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, и каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами.

3. принцип комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности.

4. принцип верификации (научной обоснованности и подтверждаемости) социальной информации, то есть установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Существуют также специфические социально-этических требования - принципы диагностики - при работе с клиентом.

1. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

2. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

3. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

4. Принцип системности. Все, социальные проблемы определяет не одна причина, а несколько, часто даже система, сеть причин. В связи с этим, для того, чтобы определить источник жизненного затруднения клиента, и увидеть способы его разрешения, необходимо проводить анализ его микро­социальной среды, его семейных взаимоотношений; характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья и т.д.

5. Принцип клиентоцентризма. Рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента, индивидуального или группового.

Все принципы проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.

Диагностика(греч. diagnostikos - способный распознавать)- способ полу­чения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Cоциальная диагностика - процесс научного выявления и изуче­ния причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние (1, с.48).

Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем исполь­зуют полученные результаты при разработке программ социаль­ной помощи, выборе приоритетов.

Социальная диагностика дает возможность получать достовер­ные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские ас­пекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жиз­ненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.

Цели социальной диагностики:

Установление достоверности информации о клиенте и окру­жающей его среде;

Прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты;

Этапы социальной диагностики :

1) предварительное ознакомление с объектом, предполагаю­щее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение соста­ва диагностируемых ситуаций, определение эталонных (норма­тивных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

3) специальная диагностика по каждой из взятых для углуб­ленного исследования проблем, измерение и анализ всех необхо­димых показателей;

4) построение выводов, заключение по диагнозу.

Результаты диагностики не жестки и предоставляют простор для авторской интерпретации.

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными учреждениями и службами конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности (3, с. 28).

В.И.Вернадский советовал при диагностике придерживаться определенных правил, актуальных и в социальной диагностике. Вот некоторые из них:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследо­вать его сущность и связь с другими явлениями;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследова­ния;

Не избегать вопроса «почему?»;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешен­ные (1, с.49).

В социальной диагностике необходимо учитывать социальные (внешние) и биологические (внутренние) факторы. Задача соци­ального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.

Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального ра­ботника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально-этических принципов.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делать­ся на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследо­вание, не имеет права искажать действительность в чьих-либо ин­тересах.

Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе ис­следования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функ­ционирования.

Принцип конфиденциальности - неразглашение результатов со­циального диагноза клиента без его согласия на это, или родите­лей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).

Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не долж­ны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследо­ванию.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.

Принцип эффективности. Социальный работник по итогам ана­лиза не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемо­го результата.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как об­щенаучные, так и частные. Для практической деятельности соци­альных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов относятся интервью, анке­тирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, обследование и др.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления по­ведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Под научным наблюдением понимается специально органи­зованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явле­ния в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следую­щие:

Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

Результаты обязательно фиксируются;

Полученные данные обрабатываются.

Эффективное наблюдение должно быть длительным, система­тическим, разносторонним, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны соци­альных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе; они по­зволяют судить о чувствах, мыслях, намерениях клиента. Отсут­ствие реакции может означать, что собеседник чего-то не понял или не согласен со сказанным.

Беседа - вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. В беседе можно узнать такую информацию, какую дру­гими способами не получить. Беседа как метод исследования от­личается целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззрен­ческих, политических и других взглядах испытуемых, их отноше­нии к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но это очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и устранить неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры:

Выстраивание четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различ­ных ракурсах и связях;

Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собе­седника форме;

Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход бесе­ды с согласия собеседника может записываться.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюиро­вание, перенесенное из социологии. Исследователь придерживается заранее подготовлен­ных вопросов, ставит их в определенной последовательности. От­веты готовятся заранее.

Социальному работнику важно уметь располагать к себе собе­седника, вызывать его доверие и добиваться искренности в отве­тах.

Г.Ф. Нестерова и И.В. Астер полагают необходимым учитывать сензитивность тематики беседы. Сензитивная тема - это тема, представляющая для респондента серьезную потенциальную угрозу, которой он стремится избежать и поэтому старается не затрагивать в беседе. В силу того, что для объектов социальной работы их реальные проблемы как раз и являются причиной сензитивности, специалист должен соблюдать ряд дополнительных правил, позволяющих в определенной мере снизить степень остроты конкретной темы (2, с. 66).

Правила ведения беседы с учетом сензитивности тематики :

1. Представить возможную сензитивную тему так, как будто это не­что очевидное, и рассуждать о принципиальной частоте интересующей деятельности, либо о степени ее активности, а не о том, имеет ли она ме­сто вообще в поведении респондентов.

2. При открытом характере интервью, обычном в макросоциальной работе, представить аналитическую или исследовательскую работу как повсеместную практику, а сензитивную тему - как действия, свойствен­ные всем исследованным объектам.

3. В качестве одного из возможных вариантов ведения беседы при­дать видимость случайности интересующей деятельности, показать, что ее обсуждение не важно, и вы о ней упоминаете мимоходом.

Правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы:

1. Задавать длинные вопросы . Чем опаснее тема, тем длиннее должен быть вопрос. Он может содержать как рассуждения на общие темы, так и примеры деятельности отдельных категорий населения и этим напоми­нать размышления вслух. Длинные вопросы:

Дают ключи для активизации памяти, в том числе и через примеры;

Помогают респонденту освоиться с угрожающей ситуацией,

Ответ на длинный вопрос более гибок и неопределенен, чем на короткий;

Снижают возможность и уровень недоотвечания о каких-либо собы­тиях;

Реабилитируют сензитивные темы, поскольку респондент, выслу­шивая, как долго кто-то другой говорит на данную тему, приходит к вы­воду, что можно об этом высказать свое мнение.

2. Использовать знакомые респондентам слова, - попросить их сооб­щить термин, которым они характеризуют определенную деятельность или состояние и дальше употреблять это слово.

3. Расположить вопросы в определенном порядке. Примеры возмож­ных вариантов:

Замаскировать сензитивную тему, в более широком контексте, на­пример тему о питейной культуре поместить в беседу о медицине;

Снизить сензитивность темы представив ее в историческом плане, затем в плане прошлого опыта респондентов, после чего переходить к на­стоящему опыту, поскольку человеку проще рассказывать о настоящем, если подобное с ним ранее случалось;

Менять степень сензитивности вопросов, постепенно ее повышая, либо наоборот переходя от высокосензитивных в контексте беседы на общие темы к менее сензитивным на интересующую тему.

Заканчивая рассмотрение интервью сензитивных тем необходимо отме­тить, что этот метод в применении к практической социальной работе весь­ма рискован. Требуется большая осторожность при его выборе и в процессе использования во избежание необратимо негативных результатов.

Анкетирование - метод сбора материала путем опроса широкого круга лиц. Основные требования к анкетам, которые используются в консультационной деятельности, следующие. Анкеты должны быть простыми (с четкими, понятными, короткими вопросами, по возможности предвидящими ответы «да» и «нет»); вопросы должны быть представлены в логическом порядке. Их целесообразно группировать для облегчения дальнейшей обработки информации.

Экспертный опрос - разновидность опроса, в ходе ко­торого респондентами являются эксперты - компетентные лица, имеющие глубокое знание о предмете исследования и являющиеся специалистами в одной из областей исследования. Этот вид опроса используется при оцен­ке эффективности практической социальной работы или социальных про­грамм. Реже этот метод применяется при создании социальных программ. Общим процессом опроса руководят подготовленные специалисты, работающие исключительно в этой области макросоциальной работы. Они организуют процедуру оценки и готовят анкеты-опросники. Сама оценка работы или ситуации включает в себя, таким образом, не только полевое исследование, но и экспертизу, - процесс получения мнения экспертов.

Эксперты, как правило, работают в группе. Основными требованиями к организации их работы являются тщательный подбор участников группы, создание оптимальных условий для ее работы, предварительная оценка надежности и точности используемой информации, принятие мер для сохранения информации без изменения, учет факторов влияния на суждение экспертов.

Анкеты для экспертного опроса не должны содержать конкретных опросов. Открытых вопросов должно быть как можно больше. Следует иметь в виду, что сам эксперт не принимает решения. Виды экспертного опроса:

1. Очный опрос:

Мозговая атака, используемая при необходимости качественно новых идей при создании социальных программ;

Традиционная дискуссия, предполагающая поочередные высказывания различных точек зрения, поддерживаемых или опровергаемых участниками;

Отнесенная оценка, - несколько циклов дискуссий с выявлением сути наметившихся разногласий и постепенной выработкой мнений всех или большинства экспертов, - для которой необходим предварительно разработанный сценарий.

2. Заочный опрос:

Одноразовое анкетирование;

Многоразовое анкетирование или дельфийский метод, основой которого является процесс обучения экспертов в результате каждого тура анкетирования и сближения мнения руководителя экспертизы с усредненным мнением большинства экспертов, скорректированным после нескольких туров.

Обследование - проверка статуса исследуемого объекта в естественных условиях его жизнедеятельности. В социальной диагности­ке с помощью обследования уточняются данные о социально-экономическом и социально-демографическом статусе индивидов и соци­альных групп.

В современных социальных службах обследование используется для изучения нуждаемости и социально-экономического статуса заявителей, претендующих на различные виды социальных услуг. Клиенты, полу­чающие надомные медико-социальные услуги, подвергаются периодиче­ским диспансеризационным обследованиям, которые проводит на до­му комиссия, включающая специалистов медицинского и социального профиля. Территориальная работа с семьями включает обследование до­машних условий, психосоциального статуса и потребностей семей для оп­ределения нуждаемости в социальном патронаже и семейном сопровож­дении.

В макросоциальной работе пользуются пилотными обследованиями для апробации методик сбора данных, оценки качества протоколов на­блюдений и достоверности анкетных данных. В целях обоснования соци­альных программ либо оценки их эффективности про­водятся полевые обследования, представляющие собой массовый сбор данных на локальной территории.

Основные результаты обследования конкретного объекта заносятся в протокол или акт обследования, - документ, содержащий формальные и неформальные данные об объекте. К формальным данным относятся фа­милия, имя и отчество, год рождения, индикация удостоверений личности и прочих документов, фиксирующих статус объекта. К неформальным данным относятся сведения о местожительстве и жилищных условиях, о семейном положении и составе семьи, о личных доходах и среднедуше­вом доходе на каждого члена семьи.

В ряде случаев исследуемые лица оказываются заинтересованными в предоставлении недостоверных неформальных данных. Наиболее часто это относится к сведениям о доходах и о семейном положении. Для проверки соответствия реального семейного положения деклари­руемому следует обратиться в социальную службу, куда, возможно, об­ращался объект по поводу оказания социальной помощи. Если в обсле­дуемой семье есть дети, можно обратиться в соответствующее образовательное учреждение.

Анализ документов. Документ – это предмет, специально созданный для передачи или хранения информации. Информация может быть зафиксирована в печатном или рукописном виде, на фото- или кинопленке, в аудио- или видеозаписи. Традиционный метод анализа документов – качественный анализ с использованием логической и интуитивной оценки, в том числе и с помощью методов психоанализа. Содержание документа интерпретируется на основании суммарной качественной оценки, выявляющей суть содержащейся в нем информации. Для проведения такого исследования прежде всего определяют области, в которых оно должно проводиться: кто является автором документа; цели создания документа; связь с другими документами и событиями; надежность и достоверность документа; содержание оценок и проблем, отраженных в документе; полнота сведений.

Формализованный метод анализа документов осуществляется на основе перевода качественной информации в количественные показатели либо путем целенаправленного отбора сведений по специальному перечню вопросов или за определенный период времени. Это метод контент-анализа . Он применяется при необходимости сопоставления однопорядковых данных, содержащихся в большом количестве документов, при необходимости систематизировать обширный материал, при изучении языка документов, при анализе открытого массового опроса (анкет).

Процедура контент-анализа начинается с определения предмета анализа и выделения категории анализа – изучаемого понятия, которое имеет некие признаки в содержании документа, называемые смысловыми единицами (качественные единицы анализа, относящиеся к изучаемой категории). В документе, соответственно, выделяют единицу анализа – часть его, соответствующую категории анализа и содержащую необходимые смысловые единицы. Последующие этапы заключаются в определении единиц счета – частоты появления смысловых единиц в изучаемых документах и объема внимания, уделяемого этим единицам.

Социометрия - метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. С его помощью измеряется сте­пень дружественности отношений в малой группе.

Мониторинг - постоянное отслеживание информации, вклю­ченное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фо­кусе их изменения с прогнозированием этих изменений на

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Вторая группа методов : анализ проблем, анализ фак­торов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандар­ты, выбранные как желаемые показатели. В случае отклонения от стандарта возникает проблема. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых бу­дет базироваться принятие стратегических путей решения соци­альных проблем.

Третья группа методов . С их помощью определяются сте­пень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд ме­тодов. Один из них - метод ранжирования альтернатив . Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее пред­почтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева целей - каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной. Это деление продолжается до тех пор, пока не будет достигнут уровень конкретных целей.

Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность, достоверность и эффектив­ность данной процедуры.

Использованная литература

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник /М.Н. Гуслова. – М.: «Академия», 2007.

2. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методики социальной работы. – СПб:СПбГИПСР, 2004.

3. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов/ Под ред. П.Я.Циткилова. – Новочеркасск; Ростов н/Д: Пегас, 1998.

Социальной диагностике как технологии социальной работы отводится важное место.
Социальная диагностика - процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно- психологическое, медико- биологическое и санитарно-экологическое состояние.
Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем используют полученные результаты при разработке программ социальной помощи, выборе приоритетов.
Социальная диагностика дает возможность получать достоверные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.
Цели социальной диагностики:
— установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде
— прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты
— выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Соц диагностика должна решать след задачи
1. Выявление специфич свойства и особенности развития клиента
2. Выражение этой диагностики в колв и кач свойствах
3. описание особенностей клиента (когда это необходимо)
4. ранжирование свойств клиента

Этапы социальной диагностики:
1)предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений и совершенствования.
2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.
3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.
4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с практическими работниками. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, затем разрабатываются конкретные программы.
В социальной диагностике необходимо учитывать социальные(внешние) и биологические(внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.
Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально - этических принципов.
Принцип объективности. Выводы должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах.
Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования.
Принцип конфиденциальности- неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).
Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.
Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные.

Требование к методу соц диагностики
1. определение проффесианолизма у соц работника
2. установление первичных знаний, умений, навыков, кот обладает соц работник и будет работать
3. практическая подготовка соц работника и его компетентность
4. поиск взаимопонимания

Требование предъявляемые к выбору метода
1. Метод должен быть доступен. Понятен и соц работнику и клиенту при минимальных творческих и физических усилиях необход для его проведения
2. метод должен быть наиб простым наимен трудоемким из тех что позвол получить требуемый результат
3. технология применения методов (инструкция должна быть простой и понятной)
4. постановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике

Для практической деятельности социальных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.
К 1 группе относ.: интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления поведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Эффективное наблюдение должно быть длительным, систематическим, разностороннем, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны социальных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе.
Беседа- вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношение людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Это очень сложный и не всегда надежный метод. Он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу, что было не ясным при наблюдении или использовании иных методов. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться.
Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование. Оно предполагает публичное обсуждение. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.
Анкетирование- метод сбора материала путем опроса. При составлении анкеты необходимо уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Вопросник (опросник личностный) - совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая методика представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или нет (да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.
Социометрия- метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных изменений. С его помощью измеряется степень дружественности отношений в малой группе.
Мониторинг- постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования - имеют широкое применение, бывают индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, общие и специальные.
Тест опросник - тщательно продуманные и проверенные вопросы. По ответам можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест - задание - оценка психологии и поведения человека по его действиям. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о степени развития или отсутствии у него изучаемого качества.
Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
II группа методов:анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.
III группа методов. С их помощью определяется степень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд методов. Один из них- метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева- каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной.
Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность, достоверность и эффективность данной процедуры.

Социальная диагностика одна из ведущих технологий в соц работе. Успех всей работы зависит от качества проведения диагностики.

Тема 1. Предмет и задачи курса: «Технология социальной работы»

Роль и место курса «Технология социальной работы» в системе научно-социальной технологии. Объективная необходимость технологизации социальных процессов. Особенности технологизации социальной сферы и социальной работы. Источники и предпосылки зарождения и становления «Технологии социальной работы» как прикладной системы научных знаний. Основные задачи курса «Технология социальной работы» и методика их решения. Теоретические и исследовательские проблемы курса «Технология социальной работы». Прикладные и практические задачи учебного курса. Значение социально-технологической подготовки для повышения профессионального мастерства специалиста социальной работы. Содержание и особенности изучения курса «Технология социальной работы». Роль и место курса в подготовке специалистов по социальной работе для уголовно-исполнительной системы России.


Тема 2. Технологический процесс: сущность и содержание

Сущность и основные характеристики технологического процесса. Социальная технология как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Основные этапы технологического процесса. Существенные признаки технологичности социальной работы. Технологичность и творчество в социальной работе.


Тема 3. Социальные проблемы: специфика и способы решения

Понятие социальной проблемы и ее истоки. Противоречия как основная причина возникновения проблем. Типы противоречия и виды социальных проблем. Разрешение проблем как фактор социального развития. Личностная проблема и источники ее возникновения. Характер отношения человека к проблемам и его учет в практике социальной работы. Технология разрешения проблем в социальной работе. Методы осознания и постановки проблем в практике социальной работы. Социальные проблемы уголовно-исполнительной системы и пути их решения.


Раздел II. Общие методы и методики социальной работы
Тема 4. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения

Социальная диагностика, ее место и роль в социальной работе. Сущность социальной диагностики. Диагностика как важнейшее условие эффективности социальной работы. Диагноз социальной ситуации, процесса или проблемы. Цели социального диагноза и его основные этапы. Принципы и основные методы осуществления социального диагностирования. Единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе. Принцип объективности, причинной обусловленности, комплексности и верификации.

Система методов социальной диагностики и их значение в социальной работе. Аналитические методы: структурный анализ, ситуационный анализ, позиционный и факторный анализ в социальной работе. Сравнительные методы диагностики: метод измерений и дифференциации. Прогностический метод и его применение в социальной работе. Специфика применения социальной диагностики в практике деятельности исправительных учреждений.
Тема 5. Содержание и организация социально-профилактических мероприятий с различными группами населения

Основные принципы профилактики кризисных состояний личности и девиантного поведения. Технология социально-профилактической работы по месту жительства и на производстве. Социологический анализ жизнедеятельности граждан по месту жительства и на производстве как исходный этап организации социально-профилактической работы.

Характер и динамика социальных отклонений - основа содержания социально-профилактических мероприятий. Координация усилий органов государственной власти, охраны общественного порядка, социальных служб и общественности в социально-профилактической работе. Социальный надзор, его сущность и виды. Официальный надзор и его виды: прокурорский, административный, посткриминальный контроль. Неофициальный (неформальный) социальный контроль. Объекты социального надзора и контроля. Функции социального надзора: социального управления, информационная, коррекционная, социальной превенции. Методика социального надзора и профилактики социального неблагополучия в социальной работе. Принципы социального надзора: правовая обеспеченность; гласность, открытость систематичность и непрерывность; гуманизм и разумная достаточность; профилактическая направленность.

Социально-профилактические мероприятия в уголовно-исполни­тельной системе. Цели, задачи деятельности уголовно-исполнительных инспекций, их роль и место в профилактической деятельности УИС.


Тема 6. Социальное обеспечение и механизм его осуществления

Основные принципы и задачи социального обеспечения. Понятие и нравственная сущность социального обеспечения. Право граждан на социальное обеспечение и государственные гарантии. Государственная система социального обеспечения. Пенсионный фонд, его структура и источники формирования. Принципы деятельности негосударственной системы пенсионного обеспечения. Характеристика системы социального обеспечения.

Виды социального обеспечения: пенсии, пособия и льготы и др. Порядок начисления трудовых и социальных пенсий и пособий. Размеры пенсий и их соотношение с минимальным потребительским бюджетом. Региональные особенности социального обеспечения граждан. Перерасчет, индексация пенсий, порядок их выплат. Технологии и организационно-правовой механизм осуществления социального обеспечения граждан.

Формы и методы работы социальной помощи в отделах социальной защиты населения. Социальное обеспечение сотрудников УИС и осужденных.


Тема: 7. Социальное страхование, его виды и пути реализации

Роль социального страхования в современных условиях. Функции социального страхования в России. Социальное страхование как форма социальной защиты населения.

Организационно-правовые основы страховой деятельности. Виды социального страхования, их взаимосвязь и взаимодополняемость. Государственное страхование, страховые фонды. Пособия и пенсия по государственному социальному страхованию. Страхование на случай безработицы.

Негосударственное социальное страхование: сущность и способы его осуществления в рыночных условиях.

Технология выплаты страховых сумм и пособий.

Социальное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС. Социальное страхование осужденных.


Тема 8. Технология социальной экспертизы

Понятие экспертизы. Сущности социальной экспертизы. Социальная экспертиза как база научного обоснования осуществления социального действия. Приемы, формы и методы социальной экспертизы. Общее и особенное в технологии социальной диагностики и социальной экспертизы. Социальная экспертиза и социальное обследование. Мониторинг и его место в технологии социальной экспертизы. Социальная и медико-социальная экспертиза.

Особенности проведения экспертизы в УИС.
Тема 9. Технологии связей с общественностью в социальной работе

Региональные органы социальной защиты населения как координаторы деятельности социальных служб и социальных учреждений различной ведомственной подчиненности.

Формы и методы деятельности координационного Совета: планирование деятельности, уточнение, разграничение обязанностей, ответственности, рассмотрение социальных проектов, программ деятельности служб и организаций по решению различных социальных программ, контроль их выполнения. Формирование механизма действий.

Решение социальных проблем семьи и детей: с помощью Управления по труду и социальным вопросам, управления социального обеспечения, центра социальной помощи семье и детям, центра занятости, Пенсионного фонда, общества Красного Креста, органов ЗАГСА, отдела культуры, спорткомитета, комиссии по делам несовершеннолетних, Совета ветеранов, Совета «воинов-афганцев», молодежного центра.

Организация связи УИС с общественностью.

Попечительские советы и Общественные советы в УИС.

Тема 10. Адаптивные процессы в социальной работе и методики

их регулирования

Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. Сущность социальной адаптации и адаптированности личности, группы. Взаимодействие адаптивных механизмов. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная. Социализация и конформизм личности. Самоутверждение личности в профессионально-трудовой и бытовой сфере.

Технология регулирования процессов социальной адаптации. Основные этапы технологического процесса воздействия на личность, группу в решении задач социальной адаптации. Выявление социально и личностно значимых периодов в жизнедеятельности человека.

Анализ факторов, приводящих к дезадаптированию личности, группы. Выбор оптимальных форм, методов и средств социальной помощи.

Адаптивные процессы в уголовно-исполнительной системе. Специфика адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. Адаптация персонала ИУ.

Раздел III. Частные технологии социальной работы
Тема 11. Технологии социальной работы с семьей

Содержание, задачи и принципы государственной семейной политики. Семья как фактор стабильности общества. Предмет и объект государственной семейной политики. Законодательная база семейных отношений. Функции семьи. Типы современной семьи и их особенности. Направления укрепления семейных отношений. Роль социальных служб в осуществлении государственной семейной политики. Система учреждений социальной защиты, оказывающих социальную помощь семье и детям. Основные технологии социальной работы в семье.


Тема 12. Технология социальной работы с женщинами

Социальные проблемы женщин. Необходимость формирования государственно-правовой политики в отношении социальной защиты женщин. Система служб и учреждений по оказанию помощи и поддержки женщинам, испытавших насилие. Методы оказания доступной и срочной юридической и психологической помощи женщинам. Задачи превентивно-профилактической работы с женщинами, испытавшими насилие. Сотрудничество и организация неправительственных организаций и центров, занимающихся проблемами насилия над женщинами. Методы социально-психологической, медико-социальной помощи в кризисных центрах для женщин. Специфика социальной работы в женских исправительных учреждениях.


Тема 13. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Профессиональные и личностные требования к специалистам, работающим с детьми и подростками. Основные проблемы детей и подростков и пути их решения. Социально-психологические особенности детей и подростков: возрастная периодизация. Девиация у детей и подростков, их типы.

Психофизиологические и социальные предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних. Токсикомания, наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество, мошенничество, воровство как проявление девиантности. Технология и организационные формы социальной работы с детьми и подростками.

Задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками из семей «группы социального риска». Информационно-консультационная работа. Система «телефонов доверия», методы и принципы их работы. Социально-педагогическая работа в семьях с детьми и подростками. Значимость культурно-досуговой оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками. Сотрудничество со средствами массовой информации, общественными организациями и клубами. Критерии эффективности социальной работы с детьми и подростками. Специфика работы в воспитательной колонии.


Тема 14. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения

Социальные нормы и отклонения: сущность, понятие и основные модели. Социальные отклонения, социальные болезни и социальные патологии: понятие и типология. Девиантное поведение, ориентированное на самого себя. Структура девиантного поведения. Взаимосвязь между социальными отклонениями, социальными болезнями и социальными патологиями. Механизмы и структурные элементы девиантного поведения.

Сущность и основные принципы профилактики социальных девиаций. Государственная политика в области борьбы с социальными отклонениями. Система государственных органов, проводящих мероприятия по профилактике девиантного поведения среди населения. Социальная работа, социальные риски и социальная безопасность.

Проституция как социальное явление. Понятие проституции, ее признаки. Истоки детской проституции. Промискуитет. Социальные, моральные, психологические и медицинские последствия проституции.


Тема 15. Технология социальной работы с инвалидами и престарелыми

Повышение уровня инвалидности в обществе и его причины. Понятие инвалидности. Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация инвалидов в обществе.

Проблемы медико-социальной помощи и обеспечения инвалидов медицинской техникой. Содержание деятельности врачебно-трудовой экспертизы состояния инвалидности. Роль специалистов по социальной работе в защите прав инвалидов.

Основы государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Государственно-правовой механизм социальной защиты пожилых людей. Система социальных служб и учреждений по оказанию помощи и поддержки людям пожилого возраста. Одиночество как социальная проблема пожилых людей и пути его преодоления. Формы и средства социальной адаптации лиц пожилого возраста при изменении социального статуса. Психологические проблемы лиц пожилого возраста: методы и средства их преодоления. Технология социально-бытовой, медико-социальной и психологической помощи в учреждениях стационарного и нестационарного обслуживание пожилых людей.
Тема 16. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства, мигрантами и беженцами

Бродяжничество как тип социального поведения. Социально психологические особенности лиц без определенного места жительства. Социальные и бытовые причины бездомности и пути превентивно-профилактической работы.

Бродяжничество как потенциальный фактор девиантного поведения личности. Детская бездомность и бродяжничество: причины и следствия. Социальная технология терапии и профилактики бродяжничества. Виды и формы социальной защиты бездомных. Государственные правовые акты по социальной защите лиц без определенного места жительства. Создание социальных учреждений по работе с бездомными.

Статус беженца и вынужденного переселенца, правовые основания его получения. Деятельность Федеральной миграционной службы (ФМС): ее структура, основные принципы и методы работы. Причины обострения миграционной ситуации в РФ на современном этапе. Основные миграционные потоки. Понятие потенциальных беженцев и вынужденных переселенцев. Роль социальных работников по оказанию помощи мигрантам. Технология работы с мигрантами: диагностическая, превентивно-информационная, профилактическая, адаптационная, создания групп взаимопомощи и взаимоподдержки и др. Социальная работа с семьями и детьми мигрантов и беженцев. Деятельность негосударственных фондов помощи мигрантам. Роль средств массовой информации в осуществлении миграционной программы РФ.


Тема 17. Технологии социальной работы с персоналом исправительных учреждений и их семьями

Консультативная и посредническая деятельность. Деятельность по защите прав сотрудников ИУ. Проблемы семьи и государственная молодежная политика. Принципы государственной политики в отношении института семьи. Цели и задачи их деятельности. Опыт деятельности учреждений социальной сферы для семьи и молодежи.

Специфика социальной работы с осужденными, состоящими в браке в ИУ.

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЁННЫМИ»
Тема 1. Введение. Задачи курса «Социальная работа с осужденными»
Проблемы исправления и ресоциализации осужденных в теории и практике. Сущность и основные направления социальной работы с осужденными в УИС. Особенности социальной работы в УИС. Принципы работы с осужденными в ИУ. Основные формы и методы социальной работы с осужденными.

Модель специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения, его профессиограмма, квалификационные требования к подготовке специалиста. Социальный работник как «социальный адвокат» осужденных, защищающий соблюдение их прав. Социальный работник как координатор социальной деятельности сотрудников всех частей и служб ИУ, а также общественных, религиозных и других организаций, осуществляющих общественный контроль и социальную помощь осужденным.

Анализ основных нормативных документов, регулирующих социальную работу в исправительных учреждениях России. Отечественный опыт социальной работы в УИС. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными (Орловский опыт) как модель организации социальной работы в исправительных колониях. Группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ИУ: организация и содержание деятельности. Особенности социальной работы в ИУ зарубежных стран.
Тема 2. Диагностика социальных проблем осужденных ИУ. Составление социального паспорта осужденных отряда исправительного учреждения

Анализ социальных проблем осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Правовые, экономические, социально-бытовые, медико-социальные, социально-психологические и психолого-педагогические проблемы осужденных в исправительных учреждениях.

Методы диагностирования социальных проблем ИУ, касающихся положения осужденных различных категорий: сбор статистической информации на основе анализа вторичных документов (справок, отчетов и т.п.), контент-анализ первичных документов (писем и личных дел осужденных, записей в журналах, актах и протоколах), метод интервьюирования и анкетирования осужденных и сотрудников по проблемам ИУ, наблюдение и визуальная диагностика. Информационная система «Социальное досье», ее программное обеспечение. Взаимодействие с психологической службой, отделом воспитательной работы, другими отделами и службами.

Технология составления социального паспорта осужденных исправительного учреждения в соответствии с приказом Минюста России № 262 от 30 декабря 2005 года. Структура социального паспорта осужденных отряда, исправительного учреждения в целом: социально-демографические и социально-профессиональные характеристики осужденных, содержащихся в ИУ и нуждающихся в социальной помощи.
Тема 3. Планирование социальной работы в ИУ

Сущность планирования социальной работы. Примерная структура плана работы группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными в ИУ, социальному паспорту ИУ и наличию социальных проблем, присущих данному исправительному учреждению, коллективу осужденных.

Технология согласования плана социальной работы с осужденными с другими планами, существующими в ИУ (планы воспитательной работы, экономического развития и т.д.).

Контроль и учет социальной работы с осужденными: методика ведения документации и составления отчета о работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных.


Тема 4. Взаимодействие ИУ с государственными органами, общественными, религиозными и другими организациями в оказании социальной помощи осужденным

Характеристика системы государственных, общественных и религиозных организаций, с которыми осуществляется взаимодействие ИУ при оказании социальной помощи, защиты и поддержки осужденных.

Анализ правовой основы, нормативных актов, регулирующих деятельность общественных организаций по оказанию ими социальной помощи и осуществлению социального, общественного контроля деятельности исправительного учреждения. Попечительские советы, общественные фонды, благотворительные организации и формы их сотрудничества с УИС.

Установление постоянных связей на основе договоров ИУ с различными общественными, религиозными и другими организациями при оказании материальной и духовной помощи осужденным.


Тема 5. Особенности социальной работы с осужденными в карантине. Разработка программ решения индивидуальных проблем осужденных

Социальное диагностирование личности осуждённых, поступающих в ИУ. Акцентирование внимания на индивидуальных проблемах осужденного: взаимоотношения с семьей, родственниками, отношение к наказанию, жизненные планы, профессиональная подготовка, сфера жизненных интересов и т.п. Выявление социально позитивных и криминогенных факторов -детерминант преступления. Прогнозирование поведения в ИК и после освобождения. Выявление групп осужденных («групп риска»), нуждающихся в первоочередной (обязательной) социальной помощи, поддержке, защите. Взаимодействие с психологом, начальником отряда при изучении личности.

Разработка совместно с осужденным плана индивидуальной помощи со стороны социального работника, психолога, медиков, преподавателей и других сотрудников ИУ, а также самопомощи, активизации собственных усилий осужденного на решение сформулированных проблем.

Технология составления программ и оформления карт ресоциализации осужденных «групп риска».


Тема 6. Особенности социальной работы с несовершеннолетними осужденными

Характеристика социальных проблем несовершеннолетних осужденных. Семья, микросреда как криминогенные факторы.

Классификация осужденных-несовершеннолетних на различные категории: склонных к агрессивности, нарушению режима; склонных к суициду; побегу; имеющих затруднения в общении с персоналом, другими осужденными, родителями; имеющих отклонения в развитии; бывших беспризорников, социальных сирот, лиц без образования, имеющих особые жизненные проблемы и др.

Разработка планов групповой и индивидуальной работы с несовершеннолетними осужденными различных категорий.

Оказание социальной помощи, защиты, поддержки различным типам несовершеннолетних осужденных.

Взаимодействие с семьей, государственными органами и общественными организациями при решении социальных проблем несовершеннолетних осужденных в ВК и после освобождения.

Обзор передового опыта работы воспитательных колоний.
Тема 7. Особенности социальной работы с осужденными женщинами

Криминологические, психофизиологические и психологические, социальные, гендерные особенности осужденных женщин. Классификация осужденных женщин, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и защите. Беременные и кормящие осужденные женщины, имеющие малолетних детей, низкий образовательный уровень, склонные к суициду, страдающие от алкогольной и наркотической зависимости, не имеющие постоянного места жительства, профессии как объект социальной работы в ИК.

Нормативная, законодательная база, регулирующая социальную работу с женщинами, в том числе осужденными.

Программы ресоциализации и социальной реабилитации осужденных женщин в ИУ. Восстановление семейных связей как основное направление социальной помощи. Опыт ИК-2 УФСИН России по Мордовской республике по совместному проживанию осужденных женщин, имеющих грудных и малолетних детей и его распространение в других исправительных учреждениях для женщин. Работа Школы матери в ИУ.


Тема 8. Оказание социальной помощи осужденным-инвалидам и престарелым

Физиологические, психофизиологические, психологические и социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных инвалидов и престарелых.

Российское законодательство о социальном обеспечении инвалидов и пенсионеров, в том числе осужденных.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных-инвалидов и престарелых. Особенности ресоциализации и реабилитации данной категории осужденных в ИУ различного вида режима.

Технология паспортизации и оформления инвалидности, пенсий, льгот, медицинских и страховых полисов в период отбывания наказания в ИУ.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных данной категории. Формы привлечения государственных органов и общественности к решению социальных проблем осужденных инвалидов и престарелых.

Среди различных технологий социальной работы важное место отводится социальной диагностике. При организации социальной диагностики выделяются 3 этапа ее проведения:

С результатами деятельности (свойствами и т.д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;

С прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т.д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - «групповая соотносительная норма»;

С поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой - определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, то есть постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;



Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

Объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

Причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выявление отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другое. Рассмотрим некоторые из них.

Интервью является универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и другое.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятые стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

Лучшие статьи по теме