Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Рентабельность
  • Общее собрание садоводческого некоммерческого товарищества. СНТ: общее собрание и оспаривание его решений. по предложению органа местного самоуправления

Общее собрание садоводческого некоммерческого товарищества. СНТ: общее собрание и оспаривание его решений. по предложению органа местного самоуправления

Не очень часто, но иногда все-таки приходится сталкиваться с вопросами, исходящими от членов СНТ и касающихся деятельности председателя. Комментировать содержание такие заявлений, разумеется, очень сложно, да и, считаю, что не нужно. Вместо этого попробую рассказать о том, как правильно провести общее собрание членов СНТ, поскольку только оно вправе решить, достоин лм председатель нести свои обязанности дальше, или должен уйти.

Начнем с того, что в ст.21 ФЗ №66 вопрос выборе и досрочном прекращении полномочий председателя СНТ отнесен к исключительной компетенции общего собрания членов такого общества. Эта же статья определяет порядок проведения внеочередного собрания, он отражен в п.2. кто же может инициировать внеочередное собрание членов товарищества. Это может быть либо ревизионная комиссия, либо орган местного самоуправления, либо инициативная группа членов объединения. В данном случае рассмотрим, как должна действовать инициативная группа, чтобы все ее решения и работа в целом были легитимными и максимально прозрачными, на случай, если кто -то пожелает обжаловать эту работу. (Да, да - такое бывает сплошь и рядом). Во первых, инициативная группа должна составлять одну пятую часть от общего числа членов товарищества. Данная инициативная группа должна подать председателю прошение либо требование о проведении внеочередного собрания. Это прошение должно быть подано исключительно в соответствии с алгоритмом, определенным уставом объединения. Иначе можно получить совершенно оправданный и мотивированный отказ в проведении внеочередного собрания. Если же все было сделано верно, прошение было подано в соответствии с закрепленными в уставе требованиями, количество человек, составляющих инициативную группу превышает одну пятую от общего количества членов общества- то вы имеете все основания рассчитывать на проведение внеочередного собрания. Если же вам будет отказано, вы всегда можете обжаловать данный отказ в суде. Так же необходимо обратить внимание на то, что в свою очередь и решение инициативной группы о том, что она намеревается требовать проведения внеочередного собрания по определенному перечню вопросов необходимо закрепить в протоколе собрания такой группы - это позволит избежать многих неприятностей в случае, если обращения вашей группы будут все же председателем игнорироваться и вам придется обращаться в суд, с целью привести такого невнимательного председателя к порядку. Кстати, на основании этого протокола инициативная группа может сама оповестить членов общества о дате и месте проведения собрания и провести его. Но только лишь по одному вопросу - по вопросу досрочного прекращения полномочий действующего председателя. После того, как решение о проведении внеочередного собрания принято правлением - проводятся мероприятия по доведению данной информации до общества. На том, что это должны быть за мероприятия мы останавливаться не будем, уверен, что они известны любому человеку, имеющему садовый либо дачный участок. Но на всякий случай отметим, что все они также закреплены ст. 21 ФЗ №:66, кроме того ей же закреплены и сроки, в которые председатель должен отреагировать на обсуждаемые нами обращения и сроки проведения внеочередных собраний. Вот в принципе и все основные моменты, которые необходимо знать тем, кто собирается инициировать проведение внеочередного собрания. Как видите - ничего сложного, вам лишь необходимо внимательно прочесть устав вашего объединения, ст.21 ФЗ №66 ну и, разумеется, собрать инициативную группу. Не забывайте, что свобода собраний и выборы присущи исключительно демократическому обществу, а демократия это все- таки власть большинства.

Григорий Орехов

Годовое собрание членов садоводческого или дачного объединения - дело ответственное. Нужно отчитаться перед садоводами, обсудить расходно-приходную смету, другие насущные вопросы.

Готовимся основательно
(из журнала «Приусадебное хозяйство» № 3 , март 2008 г.)


Годовое собрание членов садоводческого или дачного объединения - дело ответственное. Нужно отчитаться перед садоводами, обсудить расходно-приходную смету, другие насущные вопросы.

К сожалению, многие садоводы не принимают участия в собрании, не хотят тратить время «на говорильню», лучше, считают, вскопать дополнительную грядку на своем участке. Крайне ошибочная позиция! Ведь именно на собрании решается, сколько средств товариществу необходимо потратить и на какие цели, какие договоры и с кем, на каких условиях заключать, наконец, на собрании выбирают органы управления СНТ или ДНТ - правление, которое и будет отвечать за их судьбу в очередном году.

Как правило, общее собрание проводят «активисты» объединения. Многих такой расклад вполне устраивает. А зря. Мы знаем немало случаев, когда из-за равнодушного отношения некоторые садоводы и дачники, сами того не зная, добровольно расставались со своими земельными участками. В отсутствие большинства садоводов некие группы созывали лжесобрание (или, как его еще называют «мусорное» собрание, которое принимало заведомо выгодные для группы «энтузиастов» решения), что в конечном счете, приводило СНТ к ликвидации. И требовались неимоверные усилия юристов, чтобы «переиначить» невыгодную для садоводов ситуацию.

Кто имеет право участвовать в общем собрании? В соответствии с известным федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» участвовать в собрании могут только члены объединения, принятые ранее общим собранием и имеющие членские книжки. Правление должно вести список членов объединения, занося в этот список их паспортные данные, контактные телефоны. Список этот необходимо обновлять как минимум раз в полгода.

Все вопросы, касающиеся созыва и проведения общего собрания, сформулированы в пункте 2 статьи 21 упомянутого закона. Общее собрание проводится не реже одного раза в год - это основное правило. Если оно не соблюдается, то можно фактически признать «смерть» объединения. Как минимум раз в год, как правило в начале сезона, должно проводиться общее собрание, которое является очередным, годовым, или как еще указано в законе - отчетно-выборным. Есть перечень вопросов, которые должны обязательно включаться в повестку собрания и быть рассмотрены. К примеру, правление и ревизионная комиссия обязаны отчитаться о работе за прошедший год.

Для обсуждения текущих вопросов проводятся так называемые внеочередные общие собрания, которые созываются по необходимости.

По инициативе кого организуется общее собрание? Закон строго регламентирует круг лиц, которые имеют право созывать общее собрание. Это правление, ревизионная комиссия, орган местного самоуправления. А также инициативная группа лиц - членов объединения - в составе не менее 20 процентов от общего числа членов объединения. Но организация общего собрания в любом случае - это задача правления объединения как исполнительного органа.

Несколько слов об инициативной группе: она формирует и подает в правление предложение о проведении внеочередного общего собрания. С этого момента в течение 7 дней правление обязано назначить дату проведения общего собрания или письменно мотивировать отказ. Причем основание для отказа допускается только одно: не был соблюден порядок подачи предложения. Это означает, что как только порядок будет соблюден, правление должно организовать собрание не позднее чем через тридцать дней после подачи заявления (пункт 2 статьи 21 федерального закона № 66-ФЗ).

Что касается годового отчетно-выборного общего собрания, то решение о его проведении принимается на заседании правления, после чего мероприятие должно состояться не позднее 30 дней с момента принятия решения.

За две недели до собрания правление обязано уведомить всех членов объединения: разослать письма или вывесить объявление о собрании на информационном стенде в СНТ. Причем не просто указать дату и время проведения собрания, но и заранее ознакомить граждан с повесткой дня.

Итак, что нужно учесть, готовясь к общему собранию?

Советуем создать постоянную комиссию по подготовке и проведению собрания. В нее должны входить грамотные и ответственные люди. Кстати, такая комиссия, наделенная реальными полномочиями, сумеет противостоять возможной «дачной войне».

Придется разработать внутренний регламент работы такой комиссии, а также определить ее полномочия. Имейте в виду: такая комиссия не может быть органом управления, для этого есть общее собрание, правление и председатель (статья 20 федерального закона № 66- ФЗ).

Известно, что собрание - мероприятие затратное. Поэтому необходимо заранее утвердить бюджет общего собрания. Учтите в нем расходы на бумагу, канцелярские товары, возможно, на аренду помещения (если собрание проводится, скажем, зимой и в городе) и прочее (статья 21 федерального закона). Сначала планируемые затраты занесите в приходно-расходную смету, затем утвердите на общем собрании.

На доске объявлений всегда должна быть информация о текущей деятельности комиссии. Кстати, это правило относится и к иным органам управления. И самое главное, работа комиссии не должна вестись изолированно от работы исполнительных органов - правления и председателя, которые должны также принимать непосредственное участие в подготовке собрания. Советуем также составить график мероприятий по подготовке и проведению общего собрания.

Важно определить подходящее время проведения собрания, если не для всех, то для большинства членов объединения. В моей практике в одном СНТ группа «дачников-агрессоров» специально назначила собрание на понедельник, что дало ей возможность провести «мусорное» собрание, и подделала подписи многих садоводов, не сумевших прибыть на собрание, обеспечив таким образом кворум.

Поэтому, поскольку большинство членов товариществ выезжают на участки в выходные дни, желательно и собрание проводить в субботу. Назначать собрание на воскресенье нецелесообразно - многие начинают рано собираться в город, чтобы избежать пробок по дороге.

Как собрать дачников и провести общее собрание СНТ.

Помните, что невыполнение положенных норм закона № 66ФЗ от 15.04.1998 г. по порядку организации и правильному проведению общего собрания дачного товарищества, может повлечь отмену всех его решений.

Закон РФ от 15.04.1998 г., № 66ФЗ о садоводческом, дачном и огородническом некоммерческим объединением граждан важно изучить «дачникам» для организации правильного процесса проведения общего собрания членов СНТ.

Наши эксперты на этой странице сайта попробуют расставить все вопросы по полочкам и вы будете знать, каким образом правильно убрать с руководящего стула нечестного председателя, либо напротив помочь председателю от бестолковых действий ретивых садоводов.

//В закон ФЗ-66, по вопросам организации и проведения общих собраний в садоводческом товариществе, внесены изменения ФЗ-171 от 23.06.2014 г.

ОБЯЗАННОСТЬ СНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Глава V, ст. 21, п. 2 указывает, что общее собрание членов СНТ созывается правлением такого объединения при необходимости, но не менее раза в год. Внеочередное дачное собрание членов такого объединения может быть по решению его правления, а также по требованию ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также по предложению органа власти или не менее чем одной пятой общего числа членов товарищества.

В итоге: Общее собрание членов товарищества может законно проводится только по решению правления СНТ. Заметим — это право предоставленное Законом, и одновременно обязанность правления садового товарищества.

Поэтому, даже уставом СНТ нельзя перепрыгнуть это положение — фразы «иной порядок» или подобной ей Законом не предусмотрены. Союзы садоводов области, инициативные группы, правоохранительные органы, группы недовольных и другие не имеют право за правление принять свое решение о проведении общего собрания.

Правило для садоводческого собрания: Любые общие собрания, проведённые без решения правления, будут недействительны по Закону изначально.

Для восстановления закона и порядка на территории любого СНТ правлению в этом случае следует только подать иск в суд о признании незаконным собрания, организованного с нарушением норм ст. 21, п. 2, абзаца 1 закон ФЗ-66.

Можно в интернете найти мнение, что если правление долго не проводило собрание, то можно собрать кворум и провести его самим. Но такое мнение ошибочно!

Но если правление не хочет проводить собрания несколько лет, то значит оно будет править в саду вечно? Но это не так. В товариществе можно всегда найти основания для проведения общего собрания и заставить неугодное правление провести собрание.

Рассмотрим основания для проведения общего собрания в Садовом Товариществе, которое должно проводиться по необходимости, но не реже 1 раза в год;

1.. Инициатором проведения собрания обычно выступает правление СНТ. Оно может собирать собрания и чаще для принятия важных решений по вопросам товарищества, если они не могут быть перенесены или отложены до следующего собрания.

Например, в одном СНТ в апреля 2015 г. состоялось отчётно-выборное собрание, на котором было принято решение не утверждать предлагаемую старым правлением смету расходов на 2015 год. Поэтому все платежи, целевые, членские, вступительные взносы были заморожены на неопределённый срок до принятия и утверждения сметы новым собранием. Этим решением правление само себя оставило без денег. Платить взносы до принятия решения можно, но это будет незаконно, а получать зарплату председателю и бухгалтеру нужно уже сегодня.

В нормальных товариществах в этом случае платят по смете предыдущего года. Но если новое правление посчитает старую смету незаконной, то до принятия решения внеочередным общим собранием по новой смете деньги общества зависнут в карманах садоводов. Они готовы их отдать, а правление их не может принять на условиях старой сметы..

2.. по требованию ревизионной комиссии СНТ;

Статья 25, п. 4 устанавливает контроль за финансовой и хоз.деятельностью садового, огороднического или дачного объединения. Для этого предусматрено, что ревизионная комиссия СНТ вправе созывать и организовывать внеочередного собрания при создании реальной угрозы интересам СНТ или выявлении нарушений в действиях председателя и членов правления. Выявленные угрозы или финансовые злоупотребления должны быть подтверждены документально заключением аудиторской проверки или соответствующим актом ревизии с приложением необходимых документов. Иначе правление откажет в проведении незаконного собрания и будет право, даже в суде.

3.. по предложению органа местного самоуправления;

Такой вариант может помочь, если подать жалобу в органы местной власти на правление, которое явно неправильно работает, написать о мерах по проведению садоводами мер по организации и проведению собрания. Но, скорее всего органы власти отошлют садоводов в суд, т.к. это предусмотрено Законом. Проведение общего собрания садоводов по предложению органа местного самоуправления, возможно только с необходимостью доведения до товарищества важной информации, или для принятия нужного органу власти решения.

4.. по предложению 1/5 от общего числа членов СНТ;

Инициативная группа может организовать сбор подписей у членов СНТ. Подписей должно быть 1/5 от общего числа садоводов. Чтобы собранные подписи членов СНТ нельзя было бы оспорить в суде, целесообразно в начале каждого листа списка внести данные о предлагаемой повестке дня собрания. Далее, по достижению нужного количества подписей инициативная группа обращается в правление СНТ с письменным обращением о проведении внеочередного общего собрания товарищества. Под обращением в правление должны быть подписи всех членов этой инициативной группы.

5.. досрочные выборы членов правления или председателя.

Требование перевыборов надоевшего председателя правления или самого правления нормами Закона четко регламентировано в п. 1 статьи 22. В этом случае, когда товарищество требует досрочных перевыборов правления инициативная группа должна действовать как в предыдущем пункте, но необходимо собрать не менее 1/3 подписей от общего числа членов садоводов.

Поступившее в правление предложение (требование) о проведении внеочередного собрания, действующее правление обязано в течение 7 дней рассмотреть и принять решение о проведении либо об отказе в проведении собрания (ст. 21, п. 2, абзац 2).

Правление СНТ может законно отказать в проведении внеочередного сабантуя дачников, если не соблюдён установленный уставом такого товарищества порядок подачи предложения или нарушены требования о созыве общего собрания его членов. Это требование Закона, а не правления!!! Если в Вашем Уставе товарищества принят порядок ведения общего собрания, то изучите этот порядок как следует. Если такого регламента нет, то Законом установлен минимальные требования, которые мы уже рассмотрели выше.

В любом случае правление СНТ сделает работу по принятию решения (отказе) в подготовке и проведении внеочередного общего сабантуя членов садового товарищества:

  1. Изучит требования инициативной группы, их соответствия установленному Регламенту порядку организации и проведения внеочередных общих собраний в товариществе.
  2. Обязательно сверят подписи членов СНТ в списках с подписями в учётных карточках членов.
  3. Проверят списки на наличие не членов СНТ, в том числе лиц по доверенностям.
  4. Целесообразно ли проведения внеочередного собрания до даты очередного собрания СНТ.
  5. Примет решение на заседании правления о проведении внеочередного совещания или об отказе.
  6. Направит письменный ответ инициативной группе на их предложения (требования).

Если правление примет решение о проведении нового общего собрания, то оно должно проводится в течение месяца со дня поступления требования о проведении внеочередного собрания.

Но если правление отказало заявителям в проведении внеочередного общего собрания, то члены товарищества (инициативная группа), орган местного самоуправления, ревизионная комиссия могут обжаловать это решение в суде. По Закону других вариантов нет.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ
ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СНТ

НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 66-ФЗ ОТ 15.04.98 г.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СНТ
КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТМЕНЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

Решение о разработке этой страницы пришло не сразу. Скажу больше, ранее о ней даже не помышлялось. При очередном прочтении Закона РФ № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 г. внезапно пришла мысль, что эта тема не менее важна для понимания всего процесса, называемого общим собранием членов СНТ .

Очень многие садоводы просто не подозревают о том, что во многих случаях вакханалия и многовластие творятся только от непонимания сути требований Федерального Закона. Люди орут, бьются насмерть, делят власть, регистрируются в качестве юридического лица, взаимно не выполняют решений собраний, бойкотируют деятельность правления, пишут жалобы и, наконец, обращаются в суд с исками на различные нарушения норм устава и Закона. Все эти раскольнические действия в конечном итоге ведут к развалу и ликвидации СНТ по инициативе, к примеру, налоговых органов. И это не фантастический финал драмы, а вполне рядовое событие для СНТ.

После прочтения этой страницы вы во многих вопросах расставите все свои притязания по полочкам и будете знать, как и каким образом правильно стащить с руководящего стула ненавистного председателя или, наоборот, как председателю сохранить стул от бестолковых суетливых действий наиболее ретивых садоводов, возжелавших править балом в угоду себе любимым, избавив товарищество от неизбежного в этих случаях многовластия и следующего за этим развала.

С течением времени в наш ФЗ-66, в части касающейся организации и проведения общих собраний в садоводческом объединении, ФЗ-171 от 23.06.2014 г. внесены дополнения, к-е существенно изменили первоначальные нормы закона, заставив изменить отдельные части содержания данной страницы.

Страница 3. ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СНТ

Приступим. Уже по традиции вначале мы разберёмся непосредственно с нормами Закона № 66-ФЗ. В качестве справочки загрузите себе в отдельное окно (обращаться к первоисточнику будем постоянно) главу V, ст. 21, п. 2 "Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) ". Внимательно читаем пункт 2: "Общее собрание членов садоводческого... объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления , требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения". Выделено то, что нам надо для разбора полётов. Второе предложение абзаца пока не читаем. Мы вернёмся к нему позже. Попробуйте прочесть выделенный текст отдельно. Ну, как? Из этой статьи следует только один вывод:

Вывод: Общее собрание членов СНТ (опустим для краткости собрание уполномоченных) проводится только по решению правления СНТ. Закон не допускает других вариантов. Это и право, предоставленное Законом, и обязанность, возложенные на правление товарищества.

Ни один устав СНТ не может перепрыгнуть эту норму, так как фразы "иной порядок" или подобной ей в Законе нет. Никакие инициативные группы, группы недовольных, союзы садоводов области, правоохранительные органы и т.п. не имеют право принимать решение о проведении общего собрания за правление.

Правило: Любые общие собрания, проведённые помимо решения правления (даже если в нём собрались одни негодяи, которых садоводы сами и выбирали), будут недействительны изначально.

Для востановления правопорядка на территории конкретного СНТ правлению следует только подать соответствующий иск в суд с требованием признать незаконным собрание по основаниям нарушения норм ст. 21, п. 2, абзаца 1, а также права каждого садовода выполнять решения законно избранного правления и компетентного общего собрания.

В Интернете Вы можете найти и другое мнение, в том числе, высказываемое отдельными умными юристами. Оно заключается в том, что если правление не проводит собрание, то можно провести его самим. И оно, при условии кворума, будет действительным. А вот и нет! Мы в своём товариществе это уже прошли. И Вы поймёте из дальнейшего текста, подтверждающего сделанный вывод, что такое мнение ошибочно. Если у Вас есть практика, не соответствующая логике и тексту страницы, то значит, в Вашем случае не было суда или суд рассматривал совсем другие вопросы, обозначенные исковым заявлением. Как это может произойти?

Итак, организация и проведение собрания без правления невозможно . "А где же справедливость?" - возопит правдоискатель. Она на месте. Думаете, что если правление не проводит собрания год, два, три, то значит оно будет сидеть у руля управления объединением вечно? Как бы не так. Всегда в СНТ можно найти основания для проведения общего собрания и заставить правление, любое, угодное и неугодное, провести это собрание. Разберём их в полном соответствии с Законом.

Основания для проведения общего собрания в СНТ

    ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ проводится:
  • по необходимости, но не реже 1 раза в год;
  • Инициатором проведения общего собрания по данному пункту, как правило, выступает правление СНТ. Правление может собирать садоводов и чаще, если считает нужным рассмотреть и принять решения по важным жизненным вопросам товарищества, которые не могут быть в силу обстоятельств перенесены или отложены до очередного ежегодного собрания. К примеру, в нашем СНТ 17 апреля 2011 г. состоялось отчётно-выборное собрание. На собрании было принято решение не рассматривать предлагаемую старым правлением смету на 2011 год. Соответственно, все платежи, в том числе, членские, вступительные, целевые взносы были отложены на неопределённый срок до утверждения собранием сметы. Тем самым правление само себя высекло. Платить взносы до принятия решения нельзя - это незаконно, а получать зарплату председателю и бухгалтеру надо уже сегодня. Вы можете возразить. Дескать можно платить по смете 2010 г. Можно, в нормальных товариществах так и поступают. Но, дело в том, что наше новое правление считало старую смету незаконной. Вот и получается, что до принятия решения внеочередным общим собранием по новой смете деньги общества зависли в карманах садоводов. Они готовы их отдать, а правление их не может принять.

  • по требованию ревизионной комиссии;
  • Следует достаточно осторожно подходить к данному положению. Статьёй 25, п. 4 " " установлено, что ревизионная комиссия вправе созывать (требовать) проведения внеочередного собрания только при создании угрозы интересам СНТ или выявлении злоупотреблений председателя и членов правления . Причём выявленные угрозы или злоупотребления должны быть подтверждены документально соответствующим актом ревизии с приложением необходимых документов. В противном случае правление откажет в проведении собрания и будет право. Не поможет даже суд.

  • по предложению органа местного самоуправления;
  • Этот вариант может проскочить, если подать соответствующую жалобу в органы местной власти на правление, которое явно засиделось более 2-х лет, написать о мерах, которые ранее предпринимались садоводами для организации и проведения собрания. Но, грамотные власти, скорее всего отошлют инициаторов в суд. И правильно, т.к. это предусмотрено Законом. Наиболее вероятно проведение общего собрания садоводов по предложению органа местного самоуправления, связанного с необходимостью доведения до товарищества какой-то важной информации, касающейся всех СНТ или Вашего конкретно, или для принятия нужного властям решения.

  • по предложению 1/5 от общего числа членов СНТ;
  • Допускаем ситуацию, когда недовольство садоводов формами и методами управления товариществом достигли какого-то предела, что срочно требуется проведение внеочередного собрания. Тогда инициативная группа организует сбор подписей у членов СНТ. Таких подписей надо собрать в количестве 1/5 от общего числа садоводов, включая сюда и инициативную группу. Чтобы собранные подписи садоводов нельзя было бы оспорить в судебном порядке (мало ли по какому случаю собирались подписи), полагаю целесообразным в начале каждого листа списка внести данные о предлагаемой повестке дня собрания. Затем по достижению необходимого количества подписей инициативная группа обращается в правление с письменным обращением о проведении внеочередного общего собрания. Под обращением должны быть подписи членов инициативной группы. Анонимки правление имеет право не рассматривать. Да и ответ правления должен быть письменным. А если нет подписей под обращением, то кому отвечать, в чей адрес? К обращению прилагаются списки с подписями членов СНТ. Один экземпляр отдаётся секретарю правления (председателю), на втором делается отметка о регистрации и принятии обращения к рассмотрению. Он возвращается инициативной группе.

  • по требованию о назначении досрочных выборов членов правления или председателя.
  • Обратите внимание на то обстоятельство, что требование перевыборов председателя правления или всего правления нормами Закона регламентировано в последнем абзаце п. 1 статьи 22 "Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения ". Безусловно, это не значит, что кто-то из старых членов правления не может быть переизбран в новое правление. В этой ситуации, когда народ требует досрочных перевыборов правления инициативная группа действует аналогично предыдущему пункту. Разница состоит в том, что необходимо собрать 1/3 подписей от общего числа членов СНТ.

Итак, с основаниями для организации и проведения общего собрания разобрались. Едем дальше. Думаю, что при условии выполнения правлением общества первого пункта, т.е. подготовки и проведения очередного собрания в установленнные сроки, а также отсутствия конфронтации между садоводами и правлением, рассматривать все мероприятия правления далее не имеет смысла, т.к. они все изложены на других страницах сайта по данной теме. А вот другие случаи надо разобрать.

Получив в полном соответствии с Законом (Уставом СНТ) предложение (требование) о проведении внеочередного собрания, правление обязано в течение 7 дней (в уставе не может быть иной нормы или срока) рассмотреть предложение (требование) и принять решение на заседании правления о проведении собрания или об отказе в его проведении (ст. 21, п. 2, абзац 2).

Правление СНТ может отказать в проведении внеочередного общего собрания в случае, если не соблюдён установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных). Это требование Закона. Если в Вашем Уставе товарищества принят Регламент ведения общего собрания , то этот порядок может быть там расписан. Если такого регламента нет, то не беда. Законом установлен минимальный порядок, который мы уже рассмотрели. Следует его только выполнить так, как он изложен. В любом случае правление проделывает следующую работу, которая скрыта за кулисами. Но, она обязательно будет включать следующие моменты:

Работа правления СНТ по принятию решения (отказе)
в подготовке и проведении внеочередного общего собрания членов СНТ

  1. Изучение требования (предложения) и его соответствия установленному Регламентом (Законом № 66-ФЗ) порядку организации и проведения внеочередных общих собраний в СНТ.
  2. Обязательная сверка подписей членов СНТ в поданых списках с подписями в учётных карточках садоводов.
  3. Проверка списков на наличие включённых в них не членов СНТ, в том числе лиц по доверенностям.
  4. Целесообразность проведения внеочередного собрания до даты назначения очередного собрания членов СНТ.
  5. Принятие окончательного решения на заседании правления о проведении внеочередного общего собрания или об отказе.
  6. Направление (передача) письменного ответа на предложение (требование).

В случае принятия правлением положительного решения общее собрание организуется и проводится в течение месячного срока со дня поступления в правление требования (предложения) о проведении внеочередного собрания. Если правление нарушает сроки, то это уже является поводом к беспокойству. То ли это объективные трудности, связанные с организацией, то ли это искусственное затягивание процесса для получения каких-то выгод. В этом можно разобраться только на месте в самом СНТ. Причин и увиливаний может быть много.

Последнее. Если правление отказало в проведении внеочередного общего собрания, то ревизионная комиссия, члены СНТ (инициативная группа ), орган местного самоуправления могут обжаловать это решение в суде. Обратите внимание, что других вариантов нет. Закон их не предусматривает. Что следует за действиями инициативной группы, не читающей законов смотрите в примере:

Пример: В СНТ "Пищевик" 04.10.2009 г. было проведено внеочередное общее собрание членов СНТ по избранию нового председателя СНТ и принятию решения о передаче дел и должности старым председателем товарищества новому. Было допущено множество, просто всего не охватить, процедурных и других ошибок, начиная от нарушений установленного порядка до подделок и подтасовок результатов. Главным остаётся то, что действующий председатель обратился в суд с требованием признать решения данного общего собрания недействительным. Суд был выигран. Двоевластие закончилось. Чтобы подробно не расписывать то, что уже высказано судом, Вы можете проследовать по ссылочке и увидеть именно то, о чём и шла речь на данной странице (Решение суда Московского района г. Калининграда от 17.08.2010 г. о признании недействительным внеочередного общего собрания СНТ "Пищевик" от 04.10.2009 г. и принятых на нём решений .

Подведём итог для случая, наиболее типичного для СНТ, и кратко определим законный порядок действий (для краткости опускаю другие основания проведения собрания):

  1. Часть садоводов по причине потери доверия членами правления или другой причине инициирует проведение общего собрания членов СНТ. С этой целью инициативная группа собирает подписи 1/3 или 1/5, соответственно, членов СНТ.
  2. Инициативная группа обращается в правление с письменным предложением (требованием) о проведении внеочередного собрания с приложением списков с подписями садоводов.
  3. В течение 7 дней правление рассматривает поданное обращение на своем заседании и принимает решение о проведении внеочередного собрания или подготовке мотивированного отказа.
  4. В случае отказа письменный ответ направляется инициативной группе.
  5. При несогласии с принятым правлением решением инициативная группа подаёт исковое заявление в суд для понуждения правления к организации и проведению внеочередного общего собрания по указанным в предложении (требовании) основаниям и при условии чёткого выполнения порядка организации и проведения общих собраний СНТ, установленного ФЗ-66, "Регламентом ведения общего собрания в СНТ".
  6. При условии принятия решения в пользу инициативной группы суд обяжет правление организовать и провести требуемое внеочередное собрание.

Вот ещё на что надо обратить внимание:

  • Суд будет рассматривать только ту часть норм законодательства, на которую ссылается исковое заявление.
  • Суд в первую очередь будет искать истину в поставленных вопросах, основываясь на Регламенте (Порядке) ведения общего собрания в СНТ, Уставе, а потом на Законе № 66-ФЗ, и только затем на других нормах законодательства РФ.
  • Если ФЗ-66 регулирует вопросы, рассматриваемые в иске, то другие похожие законы рассматриваться судом не будут. Если есть Закон "О садоводческих... объединениях граждан", то суд не будет рассматривать похожие нормы законов о кооперативах, об акционерных обществах и т.д.

А теперь обратимся к новой норме ФЗ-66 от 15.04.98 г. Федеральным законом № 171 от 23.06.2014 г. внесено существенное дополнение в первый абзац статьи 21 п. 2:

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьёй порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Дополнение не даёт ответа на возможный вопрос: "Возможно ли проводить внеочередное общее собрание по досрочному прекращению полномочий председателя либо правления, не обращаясь с данной инициативой в правление?" Т.е., сразу, без сбора 1/3 подписей членов СНТ. Полагаю, что на данный вопрос ответ не может быть положительным. Сначало инициативная группа должна прокрутить установленный законом порядок инициирования внеочередного общего собрания по досрочным выборам председателя или всего правления. И только, получив отказ в организации и проведении внеочередного собрания, приступить к подготовке внеочередного собрания согласно указанной норме с рассылкой обязательных уведомлений всем членам садоводческого объединения.

Важно: Инициативная группа не может организовать и провести общее собрание членов объединения с повесткой дня не касающейся прекращения полномочий председателя (правления) и досрочных перевыборов указанных лиц (органов управления). Включение других возможных вопросов повестки дня в такое внеочередное общее собрание будет признано любым судом, как не соответствующее закону.

Думаю, что теперь вам, читателю, невольно относящему себя к члену правления или к рядовому садоводу, всё понятно, и нормы Закона № 66-ФЗ проступили в сознании вполне логично, не допуская иного толкования. Перейдём к следующей странице темы, рассматривающей одну из важных норм Закона, непосредственно касающуюся подготовки собрания.

Лучшие статьи по теме