Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Онлайн сервисы
  • Основные понятия педагогической деятельности в сфере социальной работы. Филатов В.А. Технология социальной работы - файл n1.doc Предметное многообразие термина социальные технологии

Основные понятия педагогической деятельности в сфере социальной работы. Филатов В.А. Технология социальной работы - файл n1.doc Предметное многообразие термина социальные технологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России когда осуществляются коренные преобразования в политике экономике в социальной сфере.


Введение

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. С утверждением в обществе такого направления деятельности государства, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть учреждений подготовки специалистов для ее организации и проведения. Эти процессы вызывают к жизни потребность в технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма сотрудников, но и как условия систематизации и накопления практического опыта и его передачи новым поколениям специалистов.

Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность изучения социальных технологий.

Объектом исследования в данной работе социальные технологии. Предметом – содержание социальных технологий и их специфика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть социальных технологий и их классификацию;
  • определить специфику социальной диагностики;
  • изучить социальную адаптацию;
  • рассмотреть социальную терапия и методы ее осуществления.

При написании данной работы были использованы учебные пособия, статьи и монографии российских авторов по общей социологии.

Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка используемых источников.

1 Понятие социальных технологий и их классификация

В современной науке представлено множество определений социальной технологии. Давайте рассмотрим некоторые из них:

Под социальной технологией будем понимать методы воздействия на социальные субъекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей .

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов .

Социальная технология – это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы .

Таким образом, исследователями в области социальной работы и психологии даются различные определения социальных технологий, но, вместе с тем, следует отметить общие черты, свойственные этой дефиниции. Во-первых, социальные технологии представляют собой постоянно развивающуюся и пополняющуюся систему знаний о наиболее оптимальных способах взаимодействия и воздействия на население. Во-вторых, социальные технологии – это прежде всего набор социологических и психологических методов и методик широко применяемых на практике. В-третьих, социальные технологии направлены на пооперационное осуществление взаимодействия с социальным субъектом.

Любая социальная технология всегда имеете конкретную направленность на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет. Те или иные модификации социальной технологии всегда связаны с конкретными условиями ее реализации: состоянием материальных ресурсов, политических, финансовых, кадровых, историческими условиями, традициями и обычаями, принятыми в данной стране др.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий может быть достаточно большим, что определяется прежде всего сложностью объекта социальной работы, так и ее творческим характером, все многообразие социальных технологий может быть организовано исходя из следующих признаков:

— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

— масштабы и иерархия воздействия на проблему (локальные, региональные, национальные, континентальные, глобальные и т.д.);

— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

— возрастная характеристика социальных объектов;

— методы, способы и средства воздействия, используемые для решения конкретных задач;

— сфера общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

— уровень разработанности социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

— цель, достигаемая в результате применения данной технологии .

Признаком классификации может выступать степень новизны социальной технологии, различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Эта классификация требует комментария. Социальные технологии, как правило, являются ответом на некоторую назревшую социальную потребность или проблему, поэтому создание новых социальных технологий выступает как закономерный и объективный процесс.

Для ряда исследователей основанием для классификации социальных технологий выступает степень их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. А.И. Пригожин среди социальных технологий выделяет: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, то есть полученные в реальной общественной среде .

Таким образом, социальные технологии представляют собой комплекс теоретических, практических и прагматических средств достижения поставленных целей посредствам специфических социальных институтов и социальных организаций (реабилитационные и консультационные центры, комнаты психологов, телефон доверия). Усложнение общественных отношений предопределяет не только их разнообразие, но и диалектическое единство и взаимодействие.


2 Социальная диагностика

Диагностика социальная (от греч. diagnosis - распознавание, определение) – изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной жизни. Основная цель социальной диагностики – выявление социального содержания факторов, действующих в различных социальных сферах, создание научных основ разработки методологии и методики социальной работы.

Личности диагностика (от греч. diagnosticos - способность распознавать) – совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; процесс определения указанных особенностей .

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» индивида или социального явления, основан на всестороннем, систематическом наблюдении и изучении, предполагающем выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не поддается стандартизации. Тем не менее, существует общая схема методики осуществления диагностики. Она включает в себя ряд этапов:

  1. предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его самых сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  2. осуществление общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  3. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех выявленных показателей;
  4. построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы со специалистами- практиками, занятыми в той или иной социальной сфере.

Определение диагноза является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

  • Объективность. Этот принцип основан на непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключаются любые искажения действительности в чьих-то интересах, поскольку только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • Причинность. Поскольку между всеми явлениями и процессами в реальном мире существует универсальная связь и взаимодействие, это позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, и выделение отдельных факторов возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные нужно рассматривать со всем комплексом проблем;
    • Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, поскольку за каждым решением, принятым на основе

социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы .

При диагностики проблемы или явления и в зависимости от ее специфики могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другие. Давайте остановимся на некоторых из-них.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого планируется взять интервью, и к исследователю, который должен предусмотреть план разговора.

Анкетирование как правило предназначено большого круга лиц с целью выявления конкретных фактов и проблем. Перед составлением анкеты следует определить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно группировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в котором эксперт упорядочивает все возможные варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, согласно существующим возможностям и условиям.

Следующий метод, метод дерева целей основан на том, что каждая комплексная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнуты настолько конкретные цели, с точки зрения интересующих специалиста задач, что дальнейшее расчленение не будет иметь смысла

Таким образом, перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры. После этапа диагностики проблемы следует ее решение, и именно от предыдущего анализа зависит, правильно ли будут подобраны способы и методы работы с объектом или явлением, сможет ли специалист грамотно помочь, предупредить, предостеречь, уберечь индивида от неверного шага или неправильного развития событий.


3 Социальная адаптация

Прежде чем рассмотреть понятие социальная адаптация, давайте остановимся на более широком понятии «адаптация»

Адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
    • адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
    • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

При рассмотрении процесса адаптации одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Между этими процессами существует тесная взаимосвязь, поскольку они отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализацию связывают только с общим развитием, а адаптацию – с приспособлением уже сформировавшейся личности к новым условиям деятельности и общения. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Зачастую понятие социализации в большей степени относят к социальному опыту, развитию и становлению личности при активном взаимодействии с обществом, институтами и агентами социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает как объект, принимающий, усваивающий и воспринимающий нормы и роли, традиции и обычаи, существующие в обществе; социализация гарантирует нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации происходит развитие, формирование и становление личности, в то же время этот процесс является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальный работник как профессиональный специалист способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает предпосылки к их интеграции в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.

Возникновение трудной жизненной ситуации у отдельных категорий населения является причиной изменений во внешних условиях социальной среды, например, миграция беженцев и вынужденных 
 переселенцев влечет за собой смену не только места жительства и места работы, но и подчас сферы профессиональной деятельности. У безработных граждан при трудоустройстве после длительного перерыва процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную деятельность. Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых человек повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм и правил, нравственных устоев, традиций) .

Исследователи и практики в области социальной работы и психологии выделяют два типа адаптации: активный и пассивный. При активном типе адаптационного процесса человек преобразует или устраняет проблемную ситуацию. В момент поиска вариантов решения проблемы адаптивные ресурсы личности мобилизуются. Можно констатировать развитие творческих способностей, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности. Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предполагает избегание и самоустранение человека от решения проблемы, 
 приспособление к действительности. Исследователь А.А. Налчаджян отмечает, что для данной ситуации правомерно использование термина «приспособление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения .

Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма. При пассивном типе адаптационного процесса у людей не формируется желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения и навыки. Несмотря на то, что социальные работники допускают такую форму адаптации, более предпочтительным является активная адаптация, предполагающая работу индивида над собой. Большой помощью в адаптации к различным проблемным ситуациям выступают учреждения социального обслуживания 
 населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания). Подготовка как ребенка, так и взрослого человека к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения (разыгрывание практических ситуаций, вживание в различные роли, процесс активной работы над собой).

Итак, процесс адаптации может происходить в любом возрасте (как у дошкольников, школьников, так и взрослых людей), главным результатом адаптации является ощущение гармонии с окружающей действительностью и самим собой, которое достигается при активной работе над ситуацией. Большую помощь в этом процессе может оказать социальный работник или социальный психолог.


4 Социальная терапия и методы ее осуществления

В современном обществе люди редко живут там, где родились: в окружении семьи, старых друзей. Разрыв столь значимых для человека связей, который происходит в силу самого разного рода причин: из-за разводов, смены места работы, миграции, многие испытывают потребность присоединиться к другим людям.

В основе терапии лежит установление отношений, удовлетворяющих потребность в присоединении к другим людям, в человеческой близости, опеке. Данное положение верно для любого вида терапии. В деятельности социальных служб используются разные виды терапии: структурная и стратегическая, индивидуальная и групповая, психотерапия и другие.

Существует самое общее понятие терапии. Терапия – это коррекция разногласий в коммуникации и обучение более эффективным методам, приводящим к удовлетворяющим обе стороны результатам. Такой подход базируется на следующих утверждениях, касающихся сущности природы человека:

1) каждому человеку необходимо выживать, развиваться и находиться в значимых отношениях с другими людьми;

2) то, что общество называет нездоровым, безумным, глупым поведением, на самом деле является лишь попыткой страдающего человека рассказать о существовании проблемы и попросить о помощи;

3) люди ограничены только объемом своих знаний, арсеналом способов понимания самих себя и собственной способности «сверяться» с окружающими. Именно на основании этого можно предположить, что человек способен научиться тому, чего не знал раньше, и изменить свои способы понимания окружающего мира, если его собственные оказались неудовлетворительными .

Решение любых социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, его поведение, деятельность, психику. И именно методы психотерапевтического воздействия играют важную роль в процессе социальной терапии.

Являются устаревшими взгляды о том, что пределы психотерапии ограничены клиническим лечением пациентов. Сегодня она применяется в работе кабинетов семейных психологов и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

Психотерапия может осуществляться как при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом, так и опосредованно: с помощью звукозаписи, телефонного разговора, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но, при всем многообразии методов, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое и непосредственное общение. Главное в работе психотерапевта стремление раскрыть перед ним его скрытые резервные возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий:

  • выбор психотерапевтических методов должен быть основан на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;
    • нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии, они должны применяться своевременно, с учетом особенности психики обратившегося к специалисту человека. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации, сменяя, дополняя или усиливая друг друга;
    • психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;
    • даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.

Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные в практике социальных служб методы:

Самовнушение. Самовнушение тесно связано с такими понятиями, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, A.C. Ромен определяет самовнушение как «...волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации» . Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае оно предполагает дополнительные усиленные, несущие большой эмоциональный заряд факторы, во втором — необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном: на проблеме или желании человека. От человека требуется постоянное каждодневное повторение или так называемое настраивание себя на позитивные мысли, на внушение самому себе, что цель или желание будет достигнуто/исполнится.

Групповая психотерапия — это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой специалистом средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели.

К методам поведенческой терапии относится социальный тренинг (тренинг уверенности в себе, тренинг достижения успеха). Эти тренинги, как правило, также проходят в группе. Цель таких временных групп — выработка поведения, которое было бы приемлемо не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг направлен на управление своими эмоциями, планирование ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, учит уверенности в себе.

Таким образом, социальная терапия направлена на установления благоприятных отношений человека с окружающей средой и самим собой, решение психологических проблем, «зажимов», внутренней скованности. Большую роль в социальной адаптации играют методы психотерапии, которые могут применяться как отдельно, так и в комплексе.

Заключение

Социальные технологии представляют собой систематизированные, поэтапные практики направленного социального воздействия на индивида или социальное явления, осуществляемые с различными целями. Это могут быть технологии, направленные на социальную диагностику, адаптацию, терапию, реабилитацию, опеку и попечительство, консультирование и многие другие. В нашей работе мы подробно остановились лишь на первых трех. Каждая из обозначенных социальных технологий имеет свою специфику, методы, методологию, инструментарий, этапы реализации.

В практике социальной работы зачастую социальные технологии выступают и применяются в комплексе и тесной взаимосвязи, более того, неправильная диагностика проблем индивида или социальной ситуации может повлечь неверное применение методик решения и дальнейшее предупреждения. Наиболее опасным является нанесения вреда пациенту. В связи с этим особенно важным встает тщательное, детальное, всестороннее изучение содержания и специфики каждой социальной технологии специалистами социальными работниками, специалистами смежных профессий, а также врачей.

Не менее значимым является систематизация, накопление и передача знания и опыта новым сотрудникам профессий «человек-человек». Разработка новых социальных технологий, опирающихся на основы традиционных методов, также является приоритетным направлением работы практиков и теоретиков социальной работы.


Список использованных источников

1 Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2 Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 416 с.

3 Настольная книга социального работника / Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. Г. Шевченко, Е. П. Агапова. – М.: Изд. «Гном и Д», 2009. – 352 с.

4 Социальная работа: Учебное пособие / Под редакцией Басова Н.Ф. –М.: Дашков и К, 2011. – 362 с.

5 Социальной работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 576 с.

6 Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.

7 Социальные технологии / С.И. Григорьев и др. – Барнаул, 2009. – 89с.

8 Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Ельчанинов В.А. – М.: Гардарики, 2009. – 185 с.

9 Технология социальной работы / Под редакцией И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 240 с.

TIME \@ "dddd, d MMMM yyyy "г."" пятница, 24 апреля 2015 г., TIME \@ "h:mm:ss am/pm" 10:47:24

(Курсовая)

  • Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы (Документ)
  • Щукина Н.П. Технология социальной работы Часть 2 (Документ)
  • Щукина Н.П. Технология социальной работы Часть 1 (Документ)
  • Гуслова М.Н.Теория и методика социальной работы (Документ)
  • Зайнышев И.Г. Теория и методика социальной работы. Часть 1 (Документ)
  • Филатова Е.В. Теория социальной работы (Документ)
  • Заяц О.В. Технология социальной работы (Документ)
  • Качан Г.А. Теория социальной работы (Документ)
  • Холостова Е.И. Технология социальной работы (Документ)
  • Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы (Документ)
  • Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы (курс лекций) (Документ)
  • n1.doc

    Тема 3. Типология технологий социальной работы

    3.1. Сущность типологии как научного метода.
    Факторы, обусловливающие многообразие технологий
    социальной работы

    Многообразие социальных технологий, по мнению И.Г. Зайнышева, обусловлено: обширностью социальных отношений и видов социального действия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий . Кроме указанных, к факторам, обусловливающим многообразие технологий социальной работы, относятся: междисциплинарный характер социальной работы; иерархичность системы управления и др. Упорядочить накопившееся знание о технологиях социальной работы, выявить сходства и различия, связи и соотношения между различными видами технологий позволяет типологический анализ.

    Типология является одним из научных методов, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Суть этого метода заключается в классификации предметов или явлений по общности каких-либо признаков . Необходимость использования этого метода возникает во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу объектами и процессами. Типология может основываться на понятии типа как основной логической единице членения изучаемой реальности, либо использовать другие логические формы: классификацию, систематику или таксономию.

    3.2. Типологии технологий, используемых в социальной работе

    Вопрос о типологии технологий социальной работы является дискуссионным. Типология производится по различным основаниям.

    Е.И. Холостова, В.И. Курбатов и П.Д. Павленок выделяют: технологии социальной работы как науки – способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы; технологии социальной работы как учебной дисциплины – имеют обучающий, информационный характер; технологии социальной работы как особого вида деятельности – совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание уязвимым слоям и группам населения помощи, поддержки и защиты [См. 5; с. 27–28; 6; с. 18–19].

    П.Д. Павленок отмечает, что социальная работа представляет собой целостную систему. Каждый ее элемент: объект, субъект, содержание, цель, средства, функции, управление – может служить основанием для типологии технологий социальной работы. Например, по объекту социальной работы выделяют: технологии социальной работы с молодежью, технологии социальной работы с инвалидами, технологии социальной работы с пожилыми людьми, технологии социальной работы с семьей, технологии социальной работы с вынужденными переселенцами, технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и занятий, технологии социальной работы с военнослужащими и др. По уровню квалификации субъекта социальной работы: простые (доступные неспециалистам), сложные (требующие наличия квалификации у специалиста) и комплексные (требующие наличия квалификации у специалистов разных областей) технологии. В зависимости от уровня управления: технологии государственные, региональные, местного самоуправления, трудового коллектива .

    В.И. Курбатов, выделяет следующие типы технологий социальной работы: функциональные технологии (социальная адаптация, социальная диагностика, социальная профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество, социальная опека и попечительство и др.) и частные технологии (технологии социальной работы с семьей, с безработными, с молодежью, детьми и др.). Кроме того, им выделяются социономические технологии (информационные, правового обеспечения, политические и др.) .

    Е.И. Холостова технологии социальной работы делит на три группы: технологии диагностики; технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов и технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Указанным ученым отмечается, что возможно выделить технологии, цель которых – возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из указанных технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Как отдельный тип выделяются технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.) .

    Технологии социальной работы можно классифицировать и по степени новизны: инновационные и рутинные. По сфере применения: образовательные, медицинские, информационные, управленческие и др. Наиболее распространенным является разделение технологий социальной работы на следующие группы: общие (базовые, функциональные) :социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальное проектирование, социальное прогнозирование и др. (содержание указанных технологий будет рассмотрено в последующих темах) и конкретные (частные) – технологии социальной работы с семьей, с пожилыми людьми, с дезадаптированными детьми и подростками, с инвалидами, с молодежью и др. (изучаются в рамках других дисциплин). Отдельно: междисциплинарные технологии социальной работы – психологические, организационно-управленческие, медико-социальные, социологические, социально-экономические, социально-педагогические и др. (подробно будут изучаться в рамках других дисциплин) [См. 5].

    Таким образом, вследствие разнообразия социальной жизни многообразны и технологии социальной работы. Типология технологий социальной работы может быть осуществлена по сфере применения, по объекту, по субъекту и т.д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов воздействия. Единой, универсальной типологии технологий социальной работы пока не разработано.
    Контрольные вопросы

    1. Какие факторы обусловливают многообразие технологий социальной работы?

    2. В чем состоит сущность типологии как научного метода?

    3. Какие основания могут быть положены в основу типологий технологий социальной работы?

    4. Какие технологии, согласно классификации В.И. Курбатова, являются функциональными?

    5. Е.И. Холостова считает, что «единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, т.к. любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями социального работника. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей; в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологий зависит от сути социальной проблемы» . Возможно ли, на Ваш взгляд, создание единой типологии технологий социальной работы?
    План семинара

    1. Методологические принципы типологии технологий социальной работы.

    2. Основные подходы к типологии технологий социальной работы.
    Методические указания

    Цели семинара: во-первых, основываясь на принципах типологии социальных технологий, выделенных В.Н. Ивановым и В.И. Патрушевым, сформулировать методологические принципы типологии технологий социальной работы; во-вторых, рассмотреть основные подходы к типологизации технологий социальной работы (системный, функциональный и структурный) и выявить их отличия. Кроме того, необходимо установить разницу типологий технологий социальной работы, выделяемых в России и за рубежом, и определить причины различий. Изучение темы дает студентам представление о многообразии технологий социальной работы и об их основных типологиях. Ключевые понятия: типология, классификация, общие, конкретные и междисциплинарные технологии.
    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем суть системного, функционального и структурного подходов к классификации технологий социальной работы?

    2. Как типологизирует практики социальной работы С. Шардлоу?

    3. Раскройте содержание эволюционной модели практик социальной работы Ю. Гриза.

    4. Разработайте свою типологию технологий социальной работы.
    Темы рефератов

    1. Значение типологии как научного метода для социальной работы.

    2. Общие технологии социальной работы.

    3. Частные технологии социальной работы.

    4. Междисциплинарные технологии социальной работы.

    5. Зарубежные и отечественные подходы к типологии технологий социальной работы: сходства и различия.

    Основная литература


    1. Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

    2. Павленок, П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 174 с.

    3. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова; под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.

    4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА·М-НОРМА, 1998. – 488 с.

    5. Технологии социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

    6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

    7. Технология социальной работы: учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

    8. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие /
      М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

    Дополнительная литература


    1. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учебник /
      С.И. Гри­горьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с.

    2. Иванов, В.Н. Социальные технологии: курс лекций / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: Союз, 1999. – 432 с.

    3. Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 2. – С. 30–33.

    4. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с.

    Факторы, обуславливающие многообразие социальных технологий. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей. На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

    Классификация социальных технологий и ее значение. технологии поиска стратегии управления;

    Технологии социального моделирования и прогнозирования;

    Информационные технологии;

    Внедренческие технологии;

    Обучающие инновационные технологии;

    Технологии прошлого опыта. По сфере использования можно различать следующие социальные технологии:

    Социально-экономические;

    Социально-политические;

    Социальные;

    Духовные.

    Критерии для классификации: масштабность воздействия социальных технологий, область общественной жизни, степень новизны, сфера применения и пр. Вопрос о классификации социальных технологиях является сложным и дискуссионным. Как в разработке, так и типизации существуют различные подходы. Они диктуются как различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, так и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

    Принципы классификации социальных технологий работы с молодежью. К технологиям социальной работы с молодежью относят: Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения; Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений; Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий; Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы; Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций; Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества; Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях..



    Структурная модель типов технологий и технологий социальной работы с молодежью (диагностико-прогностический этап это этап диагностики объекта, определе­ния его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного раз­вития, воспитания, изменения, этап выбора оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивиду­альности клиента и его социально-педагогических проблемах, социальный педагог определяет цель социально-педагогической работы с ним и выбирает технологию.
    Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми., этап подготовки к реализации выбранной технологии, технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методи­ческих аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективно­сти реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии.реализационный это основной этап, ради которого предусматривает­ся и проводится весь комплекс предшествующих мер, экспертно-оценочный это этап, позволяющий оценить результат реализа­ции социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.).

    Введение...................................................................................................................3

    Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6

    1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6

    1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9

    Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19

    2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19

    2.2. Классификация социальных методов...........................................................23

    Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33

    3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33

    3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34

    3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37

    Заключение.............................................................................................................40

    Список литературы................................................................................................43

    Введение

    Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

    Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

    По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

    По сферам применения социальные технологии разделяются на специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства - транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др. Это также дифференцирует социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.

    За рубежом, а в последние годы и в России, получил широкое распространение и такой вариант сферного деления социальных технологий на различные виды: характеризуется специфика социальных технологий, используемых преимущественно в таких сферах, как бизнес, государственное управление и третий сектор, т.е. область деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Достаточно широко распространяется трактовка разнообразия социальных технологий, дифференцирующихся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий. Например, технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

    Не менее характерно и полезно разделение социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

    Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по важнейшим задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу, при этом дифференцируется вся практика социальной помощи по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся.

    Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

    По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

    Можно заключить, что классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, и общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

    Объектом данной курсовой работы являются типы социальных технологий.

    Предметом являются характерные особенности социальных технологий.

    Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.

    1. Определить понятие социальных технологий

    2. Выделить сущность и особенности.

    3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.

    4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».

    Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых содержится по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

    В работе были использованы методы системного анализа и обобщения; было проведено изучение научной литературы, анализ действующих нормативно-правовых документов в сфере молодежной политики.

    Глава 1. Социальные технологии в социальной работе

    1.1. Понятие и сущность социальных технологий

    Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

    В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

    Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность 1 . Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

    Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

    Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.

    Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

    В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

    Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в 2:

    1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного;

    2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;

    3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

    Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

    Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

    Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

    Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это 3:

    1) анализ социальной реальности, социального объекта;

    2) разработку социальной технологии изменения объекта;

    3) распространение (внедрение) социальной технологии;

    4) исследование развития объекта технологического воздействия;

    5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.

    Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

    Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

    При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем 4.

    Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы -- медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания -- обладают своей спецификой.

    Любая социальная технология, будучи конкретно направленной, на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

    Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

    В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

    Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий.

    Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

    Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

    · обширностью социальных отношений и видов социального действия;

    · системным, сложным характером объектов социальных технологий;

    · разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

    · различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

    Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

    Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

    · степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, "трудовой коллектив);

    · масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

    · сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

    · степень зрелости социальных объектов; инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

    · область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

    · уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно- прикладной);

    · цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

    По нашему мнению, технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. Таким образом, возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов.

    Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

    Понятие «технология» (от греч. tekhne -- искусство, мастерство, умение) включает «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки; систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

    Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, широко употребляется в значении «общественное», «отличающееся, противостоящее природному». С другой стороны, используются различные контексты «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

    В этой связи можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.

    Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

    По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

    Особенно важной и ценной, на наш взгляд, является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

    Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, сформированных под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

    Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной трате сил и средств.

    Технологизация социальных процессов подразумевает:

    · разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

    · поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

    · однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

    Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация -- на социальных технологиях.

    Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения:

    · Как способ применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки, прежде всего решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов (в данном случае под социальными объектами понимаются не только группы, слои отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы);

    · Как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения.

    Сам термин «социальные технологии» является в отечественном обществоведении сравнительно новым. Однако это не означает, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук применялись в решении широкого круга социальных проблем, использовались (и сейчас используются) апробированные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. Иными словами, социальными технологиями, так же как и социальной работой (профессиональной и непрофессиональной), занимались, но они обозначались другими терминами.

    На наш взгляд, необходимо также обратить внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики, и в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть -- это не что иное, как совокупность, во-первых, приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.

    Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

    Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

    Классификация социальных технологий базируется на дифференциации, как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

    Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий -- это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

    С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых -- решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

    Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

    Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

    Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

    Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

    Инновационные социальные технологии -- это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

    Пример инновационных технологий -- инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой -- активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

    В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

    Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д..

    Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем: позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво; демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса; компромисс, взаимные уступки; односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

    Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

    С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

    В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

    Таким образом, социальные технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом -- о технологиях социальной зашиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Которые способствуют не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.

    Лучшие статьи по теме