Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Оформление
  • Внесение изменений в план проверок. Правительство определило новые основания для изменения плана проверок. Дублирование значений в ячейках колонки

Внесение изменений в план проверок. Правительство определило новые основания для изменения плана проверок. Дублирование значений в ячейках колонки

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 847 "Об утверждении Положения о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5244).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2010 г. N 489

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

от 30.12.2011 N 1248 , от 27.12.2012 N 1404 , от 26.11.2015 N 1268 , от 24.12.2015 N 1421 , от 19.07.2016 N 691 , от 17.08.2016 N 806 , от 09.09.2016 N 892 , от 17.07.2018 N 835 , от 28.01.2019 N 48)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению. от 26.11.2015 N 1268)

2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями - статьи 9, статьями 26.1 и 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 , от 26.11.2015 N 1268 , от 17.08.2016 N 806 , от 28.01.2019 N 48)

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6-1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

3.1. При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

3.2. При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" предусматривается: (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами и части 8 статьи 9 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 , от 27.12.2012 N 1404)

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

а) исключение проверки из ежегодного плана: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с реорганизацией юридического лица; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя."; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

8. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

___________________________________________________________________________
(наименование органа государственного контроля (надзора),
муниципального контроля)

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> Адреса Основной государственный регистрационный номер Идентификационный номер налогоплательщика Цель проведения проверки Основание проведения проверки Дата начала проведения проверки <4> Срок проведения плановой проверки Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>
место (места) нахождения юридического лица место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя места нахождения объектов <2> дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя дата окончания последней проверки дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности иные основания в соответствии с федеральным законом <3> рабочих дней рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 - 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск - ориентированного подхода.

При аннулировании лицензии или признании деятельности организации более безопасной, бизнес имеет право требовать отмены запланированной на текущий год проверки. Соответствующие основания для корректировки плановых надзорных мероприятий утвердило правительство.

С 21 сентября вступят в силу поправки в Правила подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь к индивидуальным предпринимателям и в организации контролеры будут приходить реже.

Новые основания для изменения плана проверки

  • изменение адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица;
  • изменение наименования организации либо изменение фамилии, имени или отчества индивидуального предпринимателя.

Эти основания станут поводом для внесения поправок в сведения, содержащиеся в годовом плане запланированных проверок. Однако это не означает, что дата проверки будет перенесена или проверка полностью отменена.

Дополнительные причины для исключения из плана проверок

Постановлением правительства дополнен перечень ситуаций, когда плановая проверка отменяется. Раньше инспекторы отказывались от надзора за экономическим агентом, если он закрывался, переставал пользоваться объектами повышенной опасности или наступали обстоятельства непреодолимой силы. Сейчас проверку также исключат из плана, если:

  • аннулирована или прекратила действие лицензия на осуществление определенного вида деятельности (запланированная проверка касалась именно этой деятельности);
  • изменилась категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровень государственного экологического контроля;
  • принято решение об отнесении деятельности ИП или юрлица к более низкому классу опасности (категории риска).

Все изменения вносятся в ежегодный план по решению контролирующего органа, инициировавшего проверку, в пятидневный срок.

Как узнать, когда придут проверяющие

Органы государственного и муниципального контроля ежегодно формируют план проведения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Этот документ с указанием всех сведений о хозяйствующем субъекте и дате проверки на публикуется со всеми изменениями на сайте Генеральной прокуратуры. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое лицо должно быть извещено о готовящейся проверке за три дня до ее начала. А чтобы заранее узнать, когда и какая проверка будет, предпринимателю достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры и ввести сведения о госрегистрации, ИНН и наименование организации или ИП.

Напомним, в 2016-2018 гг. в планы проверок не могут быть включены субъекты малого предпринимательства. Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое имеет такой статус, обнаружит данные о себе в списках проверяемых, можно обратиться в соответствующий орган надзора и потребовать отменить проверку. Порядок подачи заявления и перечень необходимых документов утверждены постановлением правительства от 26 ноября 2015 г. № 1268.

Но надзорные каникулы до 2018 года не для всех. Даже малые предприятия могут проверяться в плановом порядке, если они работают в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере. Кроме того, запрет на проверки не распространяется на аудиторов, управляющих многоквартирными домами и предпринимателей, работающих с государственной тайной. Не удастся избежать бизнесу и плановых проверок со стороны пожарного, промышленного и экологического контроля.

2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9 , и 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;

пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

3.1. При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства.

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.

Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 3.2 с 27 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 17 июля 2018 г. N 835

3.2. При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:

а) исключение проверки из ежегодного плана:

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;

в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;

в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;

в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26.2 Федерального закона;

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:

в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в связи с реорганизацией юридического лица;

в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Пункт 7 дополнен подпунктом "в" с 7 февраля 2019 г. - Постановление Правительства России от 28 января 2019 г. N 48

в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона.

Информация об изменениях:

(1) Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

(2) Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

(4) Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

(5) Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 - 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

(6) Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Одним из основных направлений обеспечения свободы экономической деятельности остается исполнение органами прокуратуры полномочий по формированию сводного плана проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов.

Во исполнение требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).
На практике отмечаются сложности с применением положений п. 7 Правил, предусматривающих возможность корректировки сформированного и опубликованного на сайте Генеральной прокуратуры РФ ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В частности, правовым основанием внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок предпринимателей является установленный и документально подтвержденный факт невозможности проведения мероприятий по контролю: в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

При ликвидации юридического лица момент прекращения его существования закон связывает с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В таких случаях внесение изменений в план органа государственного контроля (надзора) должно осуществляться путем исключения проверки при наличии подтверждающих документов (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица) на основании приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа.
В то же время органы контроля (надзора) зачастую принимают решения о внесении изменений в планы проверок без указанных оснований и подтверждающих документов.
Так, 10 июля 2013 г. заместитель прокурора г. Находки принес протест на распоряжение начальника отдела надзорной деятельности г. Находки УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю, которым необоснованно исключена из плана проведения проверок на 2013 г. проверка в отношении хозяйствующего субъекта, находящегося в процессе ликвидации, но не ликвидированного в установленном законом порядке. По результатам рассмотрения протеста распоряжение отменено.
Несколько сложней на практике дела обстоят с определением возможности проведения проверочных мероприятий при реорганизации юридического лица с учетом правопреемства.
В частности, ввиду того что права и обязанности запланированного к проверке юридического лица переходят к вновь возникшему субъекту предпринимательской деятельности, п. 7 Правил предусмотрено внесение в ежегодный план изменений, направленных на проведение мероприятий по контролю в отношении реорганизованного лица, в порядке подп. "а" - "г" п. 3 Правил.
Так, проверка правопреемника должна быть включена в соответствующий типовой форме проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены ч. ч. 8 - 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора).
Планирование проверки вновь возникшего юридического лица должно осуществляться с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанного лица, анализа состояния соблюдения им обязательных требований законодательства РФ, субъектов Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью.
В случае необходимости осуществления плановой проверки совместно с иными органами контроля (надзора) следует согласовать возможность проведения этой проверки.
Таким образом, законодательством установлен механизм внесения в план проверок изменений, связанных с реорганизацией юридического лица, реализация которого приведет к возникновению оснований для проведения контрольных мероприятий в отношении вновь возникшего хозяйствующего субъекта.
Актуально это и для случаев прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке.
Вместе с тем получила распространение судебная практика, свидетельствующая о возможности проведения органами пожарного надзора плановых проверок объектов защиты при смене правообладателя, указанного в сводном плане проверок.
К примеру, Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2013 г. по делу N А29-4136/2012 оставлены без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанций, которыми отказано в удовлетворении жалобы коммерческой организации о признании незаконными действий органа государственного пожарного надзора по проведению проверки реорганизованного правообладателя, не указанного в сводном плане проверок.
Принимая такое решение, суд пришел к выводу, что ежегодное планирование проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется прежде всего в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев. В связи с этим проведение мероприятий по контролю в отношении реорганизованного в форме выделения юридического лица без соответствующих изменений плана проверок признано законным.
Между тем указанные выводы суда представляются спорными, поскольку в силу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не допускается проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
При этом, по смыслу законодательства, с учетом требований ч. 4 ст. 9 указанного Закона и Правил, оснований для проведения проверки в отношении лица, не соответствующего всем реквизитам, указанным в плане, нет. Полагаем, что в случае изменения первоначально указанных при планировании контрольных мероприятий сведений о проверяемом субъекте, в том числе при смене правообладателя объекта защиты, в действие вступает правовой механизм внесения изменений в соответствующие планы проведения проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В целях недопустимости необоснованного освобождения хозяйствующих субъектов от проверочных мероприятий при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их проведения, практика контрольной(надзорной) деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также прокурорского надзора в указанной сфере должна исходить из необходимости внесения в планы проверок изменений, направленных на осуществление мероприятий по контролю в отношении изменившегося субъекта.
Прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, может послужить основанием и для исключения соответствующей проверки из плана.

На практике указанные обстоятельства условно можно разделить на две группы: юридические факты, сопровождающиеся утратой статуса хозяйствующего субъекта, и случаи прекращения владения, пользования объектом проверки.
К первой группе традиционно относится прекращение физическим лицом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с последующим внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным ст. 22.3 Закона о регистрации, в том числе в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности; в связи со смертью этого лица; в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом); в принудительном порядке по решению суда; в связи со вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
При этом по общему правилу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения записи об этом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В связи с этим считаем, что корректировка ежегодного плана проверок органа государственного контроля (надзора) возможна только на основании документов, подтверждающих внесение изменений в ЕГРП (свидетельство, выписка).
В то же время правоприменителю необходимо учитывать, что законом предусмотрены и иные обстоятельства, когда у органов контроля (надзора) возникает обязанность принять меры к внесению изменений в план проверок.
Так, в соответствии с п. 10 ст. 22.3 Закона о регистрации в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.
Ко второй группе обстоятельств, влекущих внесение изменений в ежегодные планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, практика надзорной деятельности относит прекращение хозяйствующими субъектами деятельности, в том числе по использованию земельного участка (на основании досрочного расторжения договора аренды, заключения договора уступки прав и обязанностей и т.д.); по использованию объектов защиты (на основании договора купли-продажи, аренды или передачи на ином законном основании и др.); по эксплуатации объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений (ликвидация и вывод из эксплуатации объекта, консервация опасного производственного объекта и т.п.).
При этом контролирующим органам и надзирающему прокурору следует основываться на расширительном толковании положения п. 7 Правил, предусматривающего установление факта прекращения деятельности в качестве основания для внесения изменений в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом установленного законодательством многообразия разновидностей государственного контроля (надзора).
Еще одним безусловным основанием для инициирования процедуры корректировки сводного плана проверок субъектов предпринимательской деятельности является цивилистическая категория - наступление обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2012 г. N 3352/12, юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии таких ее существенных характеристик, как чрезвычайность и непредотвратимость.

Ввиду оценочного характера указанных понятий в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, исполняющих контрольно-надзорные функции, возникают сложности с определением допустимости отнесения обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы и, как следствие, возможности внесения изменений в план проверок.
Представляется, что к таковым следует относить воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; невозможность проведения мероприятий по контролю в связи со стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями (наводнения, паводки), иными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
При этом в случае наступления указанных обстоятельств орган государственного контроля (надзора) и муниципального контроля должен в каждом случае решить вопрос о целесообразности проведения дальнейших мероприятий по контролю путем внесения соответствующих изменений в план проверок либо о необходимости исключения проверки.
В свете отсутствия единообразной практики применения положений Правил полагаем необходимым в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 внести изменения, связанные с конкретизацией правового механизма корректировки плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В частности, следует дифференцировать порядок исключения проверочных мероприятий из ежегодного плана и порядок внесения в план изменений, направленных на проведение мероприятий по контролю в отношении реорганизованного, изменившегося либо препятствующего первоначальной проверке хозяйствующего субъекта.
В первом случае представляется возможным установить упрощенный механизм, в силу которого исключение проверки должно осуществляться после установления контрольно-надзорными органами факта невозможности проведения мероприятий по контролю в связи с предусмотренными п. 7 Правил обстоятельствами, а также сопровождаться размещением информационного сообщения о соответствующей корректировке плана на интернет-сайте и принятием мер по уведомлению иных контролирующих органов о необходимости исключения таких проверок из плана (если проверочные мероприятия в отношении хозяйствующего субъекта, подлежащего исключению из плана, запланированы несколькими органами контроля (надзора).
Предусмотренный подп. "а" - "г" п. 3 Правил порядок внесения в план изменений должен быть доработан с тем, чтобы учесть случаи корректировки ежегодных планов проверок с целью проведения дальнейших контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов.
Требуется более детальное законодательное определение последовательности действий, которые должны выполнить органы власти и местного самоуправления для инициирования мероприятий по контролю предпринимателей, запланированных, но не проведенных в плановом порядке.
При этом следует учитывать общие принципы недопустимости необоснованного расширения проверочных мероприятий при формировании плана проверок, связанные с наличием предусмотренных законодательством оснований для включения в план проверки, согласованием планируемых к проверке субъектов предпринимательской деятельности с иными заинтересованными органами и соблюдением типовой формы ежегодного плана проверок.

Таким образом, учитывая имеющиеся сложности в реализации правового механизма внесения изменений в планы проверок хозяйствующих субъектов, в качестве перспективной сферы приложения надзорных усилий прокурора должны рассматриваться не только вопросы недопустимости проведения незаконных плановых проверок, но и полнота реализации полномочий по контролю, в том числе выполнение ежегодного плана контрольной деятельности.

Лучшие статьи по теме